Войти на БыковФМ через
Закрыть

Когда мне было 23, Алексей Дидуров отругал меня за мои песни, и это стало для меня стимулом стараться лучше. Теперь же, когда у меня растет 15-летний сын, я говорю ему все, что думаю о его работах. Считаете ли вы критику хорошей мотивацией для ребенка?

Дмитрий Быков
>250

Это вопрос такой, на который однозначно не ответишь. Я Дидурова, вообще говоря, знал не просто близко. Рискну сказать, что он был моим близким другом. И вот ругань Дидурова — она имела всегда такой стимулирующий характер. Даже под горячую руку, даже когда он бывал очень сильно не в настроении… А у него такое случалось периодически. Как и все деятельные люди, он часто впадал в депрессию, в такую изнанку МДП. Он все равно умел даже этой руганью стимулировать, потому что было чувство, что ты можешь лучше, возникало чувство, что ты просто по лености не реализуешь полностью свой гигантский потенциал. Всегда было ощущение, что Дидуров ждет от тебя свершений. И вот так, по-моему, надо ругать.

Я, кстати, много раз проверял на своем классе. Не нужно говорить: «Вот ты плохо сделал то-то и се-то». Нужно говорить: «Ну, уж школьник вашего уровня, Володя, мне кажется, мог бы до этого додуматься как-нибудь» или «При вашем бэкграунде, Катя, вы, мне кажется, могли бы уж такие-то вещи понимать». Заодно они выучат слово «бэкграунд». Вот такая стимулирующая ругань выполняет двоякую цель. Во-первых, она все-таки ставит школьника на место, показывая ему его уровень. А во-вторых, она внушает ему мысль о богатом потенциале. Надо всегда подзуживать немножко. И поэтому, может быть, вы просто не смогли своему сыну, показать, как сильно вы им восхищаетесь. Все время надо добавлять: «Да, конечно, ты можешь в двадцать раз лучше, поэтому сейчас ты полностью изхалтурился». Вот что-то подобное тому.

А что касается меня, то я вообще сына никогда не критикую — ну, просто потому, что я и так перед ним страшно виноват, как и все мы перед своими детьми. У меня страшный комплекс вины перед детьми. Я мало ими занимаюсь, в детстве занимался больше, но все равно я все время работал. И правильно сказала Маша Трауб: «Каждый из нас может сказать: «Я дурная мать/Я дурной отец». Потому что всегда нам родители наши собственные внушают, что: «Вот мы с тобой ночей не спали, не доедали, а ты вот то и се»,— и так далее. То есть, действительно, наверное, на фоне наших родителей — родителей зрелого социализма — мы, вынужденные все время работать очень много, мы, конечно, много недодали. Как сказал мне Валерий Тодоровский однажды: «Ничего не поделаешь, мы воскресные родители». Это горько, конечно.

Поэтому своих детей я никогда не ругаю ни за что. Ну, какие-то их моральные поступки, допустим, могут у меня вызывать, особенно раньше вызывали, в школьные времена, вызывали у меня какое-то бурное негодование, глупое, но сейчас я только хвалю, только восхищаюсь. Потому что сам факт, что они вообще что-то делают — рисуют, играют, пишут — это вызывает у меня безумный восторг.

Я, кстати, помню очень хорошо… Я когда-то Райкина в одном из первых, что ли, интервью спросил: «А как отец относился к вашему актерскому опыту? Он, наверное, требования очень большие предъявлял». Он сказал: «Ну что вы? Папа же так меня любил!» И я подумал: действительно, а зачем нам с ними проявлять какую-то строгость? Ну мы же их любим, в конце концов! Вот этим должно, мне кажется, все ограничиваться.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?

Принято считать, что в 70-е годы лучше всех работали Слуцкий и Самойлов. Слуцкий до 1979 года, Самойлов — до конца. Из более младших — Чухонцев и Кушнер, и Юрий Кузнецов. Это те имена, которые называют обычно. Алексей Дидуров писал очень интересные вещи в 70-е, и ещё писал довольно хорошо Сергей Чудаков — это из людей маргинального слоя. Губанов уже умирал и спивался в это время. Понятно, что Высоцкий в 70-е написал меньше, но лучше. Окуджава в 70-е почти все время молчал как поэт, Галич — тоже, хотя несколько вещей были, но это уже, мне кажется, по сравнению с 60-ми не то чтобы самоповторы, но это не так оригинально. Конечно, Бродский, но Бродский работал за границей и как бы отдельно, вне этого…

Как вы оцениваете творчество Алексея Дидурова? Почему в книге «Легенды и мифы Древнего Совка» 60-е описываются как нищета, криминал и безнадёга, а у Аксёнова совсем иначе?

У Аксёнова 60-е были другими потому, что Аксёнов, старший друг Дидурова, был в это время в «Юности» членом редколлегии, царём и богом, самым известным прозаиком в СССР. А Лёша Дидуров был в той же «Юности» у Полевого подмастерьем, стажёром, который иногда, если повезло, печатал рассказики и корреспонденцию, а большую часть — просто ходил и любовался на великих.

Вот он Бродского один раз там видел в красной ковбойке. Он хорошо помнил (Дидуров об этом рассказывал), как Полевой попросил у Бродского заменить в стихотворении «Народ» слова «пьяный народ» или «пьющий народ», а Бродский очень обрадовался, что у него появился предлог забрать это стихотворение (надо правду сказать, чудовищное…

Не могли бы вы сделать сравнительное жизнеописание Алексея Дудинцева и Всеволода Кочетова?

А как их сделаешь, по какому параметру — Дудинцев и Кочетов? Честный писатель и нечестный писатель? Так ведь Кочетов — честный писатель, вот в чём ужас. Он поэтому и застрелился. Говорят, что он застрелился из-за рака. Я думаю, что он застрелился, потому что Советский Союз пришёл в неразрешимые противоречия с его теоретическими мнениями. Ну, Суслов бы тоже застрелился, если бы он был честный. Кочетов застрелился, потому что он был советский человек, автор прославленного романа «Чего же ты хочешь?». И, естественно, для него невыносимо было видеть, во что превращается страна. В том-то и ужас, понимаете, что и Дудинцев — честный писатель, и Кочетов — честный писатель. Просто Кочетов — писатель…

Что из себя представляло литературное рок-кабаре «Кардиограмма» Алексея Дидурова?

Вообще настоящий культ литобъединений существует в Петербурге. В Москве сколько-нибудь значимых литобъединений было три: «Зелёная лампа» в «Юности» Ковальджи; Левин с «Магистралью» при ДК железнодорожников; и Волгин с «Лучом» при МГУ. В основном Москва не город ЛИТО — литобъединений. Вот Дидуров создал московский жанр — синтез концерта, литобъединения, рока, тусовки. Почему-то Москва — это город, в котором люди не очень охотно слепляются друг с другом, в котором трудно создаются среды. У нас и рок-клуба ведь не было. В Новосибирске клуб «Под интегралом» — запросто. В Петербурге — рок-клуб. Сколько бы ни говорили, что рок-клуб на Рубинштейна был комсомольским, гэбэшным. Это не так. Это была…

Чем отличаются стихи, написанные в виде четверостиший, от стихов, которые пишутся сплошным текстом?

Видите ли, какая штука. У Дидурова была такая строчка — «строфичная боль». Он говорит о том, что боль накатывает периодами (как он мне объяснял эту строку), и поэтому строфическая форма повторяет приливы, пароксизмы боли. Далеко не всякие стихи можно переписать в строку. Это заслуживало бы отдельного и долгого разговора. Писать стихи в строчку в России начал, насколько я помню, Льдов (Розенблюм). Во всяком случае это был такой промежуточный жанр стихотворений в прозе, но уже рифмованных. Первым регулярно и систематически начал это делать Эренбург, и у него целая книга таких стихов была в 1911 году. У Эренбурга была судьба такая — открывать новые формы, а потом их доводили до совершенства другие.…