Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы поняли роман Рагима Джафарова «Сато»?

Дмитрий Быков
>500

Роман Рагима Джафарова «Сато», который вышел в финал «Новых горизонтов», представляется мне книгой крайне любопытной и при этом неудачной. Наверное, я согласен с Борисом Кузьминском в том, что эта книга нуждается в очень сильный редактуре. Проблема не в том, что она написана неровно. Там действительно случаются совершенно необъяснимые штампы: герои периодически всплескивают руками, иногда это превращается просто в сплошной диалог, слабо разноображиваемый ремарками, то есть почти в пьесу. Но сейчас не об этом. Важно, что это прежде всего, на мой взгляд, произведение исключительно талантливого человека.

Рагим Джафаров, которому тридцатник (это его третий роман, уже вышел четвертый — «Картина Сархана». Рагим человек чрезвычайно одаренный. Не говоря уже о том, что он попал в нерв сюжетом и постановкой главного вопроса.

Это не потому, что я сам пишу роман о личностном расстройстве, о множественных личностях, о том, что это к концу века будет признано нормой, и каждый из нас будет выявлять своих множественных личностей, в обязательном порядке их регистрировать, — добавляю я, несколько спойлеря сюжет. Я уже много об этом рассказывал, потому что не вижу смысла делать тайну. Тайна там не в сюжете, а в финальном твисте.

Дело даже не в том, что роман Джафарова попадает в нерв, рассказывая о подселяющемся существе. Это такая вариация на тему мопассановского «Орля». И само это существо Сато — этот, видимо, почерпнутый из компьютерной игры капитан галактической армии — это хорошо придумано.

Примерно до первой трети роман развивается замечательно, особенно до того момента, когда мальчик хватается за нож в этом торговом центре. А вот с этого момента начинается провисание. Дальше вся вторая треть романа кажется мне абсолютно провальной. В третьей трети возникают довольно забавные картинки, когда наблюдается межгалактическое вторжение, то ли оно происходит в воображении героев. Вот здесь мне кажется, что автор начинает или не дотягивать, или путаться. В любом случае, апокалипсис описан неубедительно.

Но сама идея и ее развитие в первой трети книги выше всяких похвал. Дальше, конечно, он просто сам, мне кажется, не очень знал, что он хочет написать. Хочет ли он написать, условно говоря, такую апокалиптическую фантастику, или он пишет роман-антиутопию о мире, которым правят психоаналитики. О мире, которым правят психиатры.

Это действительно, кстати, одно из самых пугающих явлений текущего момента — что вместо того, чтобы менять реальность, люди меняют свое восприятие этой реальности. Не только бегают к психоаналитикам по любому поводу, но начинают описывать свою жизнь в терминах психоанализа: «работа с травмой» и так далее. Начинают на этом воляпюке думать. Кстати, очень хорошо написан супервайзер, который вот эту героиню Дашу, психоаналитика, пытается контролировать.

В общем, перед нами несостоявшийся шедевр. Зрелище несостоявшегося шедевра всегда печально, но вместе с тем оптимистично, потому что замах был выдающийся. У меня есть ощущение, что если бы автор дал себе труд более глобально продумать книгу и, главное, более того, выбрать ее жанр и главное направление, перед нами была бы чрезвычайно значительная вещь. Но слава Богу, может быть, что он не довел ее до ума, потому что нерв затронут, а дальше можно ее разрабатывать сколько угодно.

Тем не менее, понимаете, почему я радуюсь чужой удаче? Потому что передо мной есть некая глобальная задача. Решение ее требует всех моих сил. Если кто-то еще участвует в решении этой глобальной задачи, то чувствуешь себя так, как будто кто-то помогает тебе катить в очень высокую гору очень тяжелый камень. Всякая литература же, в общем, сизифов труд. Роман для того и вкатываешь в гору, чтобы в эпилоге, в финале он со свистом с нее понесся. То есть чтобы он пришел в быстрое движение, неважно куда.

Кстати, по-моему, это хорошая метафора, что всякое сочинение книги — это вкатывание камня на гору только для того, чтобы он оглушительно, со свистом сорвался с нее в финале. Может быть, поэтому я и стараюсь деконструировать схему, построенную в первых трех четвертях романа, в его финале. Потому что я хочу, чтобы камень летел, а не чтобы он тяжело катился.

В общем, когда ты вкатываешь этот тяжелый камень в гору, любое соучастие, любая поддержка тебя радует. Я рад, что тема, представляющаяся мне на сегодняшний день главной, волнует не меня одного. Поэтому книгу «Сато» я рассматриваю как серьезный вклад в решение главной проблемы человечества — борьбу с мультирасстройством.

Кстати, автор явно не читал «Орля», мне кажется — мопассановскую повесть о том же. Но совпадение очень симпатичное и симптоматичное: опять 4-буквенный демон — Сато и Орля. Просто, конечно, этот капитан — не капитан, контр-адмирал — Сато хорошо придуман, но недодуман.

И опять-таки, я думаю, что самый возраст автора указывает нам на то, что перспективы у него замечательные. Я думаю, что в следующем своем романе он серьезно потеснит олимпийцев современной российской не только фантастики.

Я думаю, то, что эта книга недостаточно простроена, недостаточно продумана (финал ее, мне кажется, проваливается и так далее) — это не повод ее игнорировать. И то, что она вышла таким непозволительно малым тиражом — это, мне кажется, тоже ерунда. Мне очень бы хотелось, чтобы этот роман широко обсуждался. Потому что, если уходить сейчас от темы конкретного романа и говорить, о чем он, собственно, написан (а всегда надо смотреть прежде всего на побудительный мотив автора), мне кажется, что главная проблема современного человека действительно заключается в том, что его внутренняя личность разбалансирована.

Почему это случилось? Может быть, потому, что это главное направление мирового развития — диверсификация. И диверсификация касается не только человеческого общества, которое делится на непересекающиеся области, но касается она и внутреннего мира человека, который всё отчетливее делится тоже на разные сущности, голосующие за разное. И эти сущности всё труднее привести к единому знаменателю. Более того, я в Штатах накупил целую библиотеку книг по этому вопросу, потому что multiple disorder или dissociation disorder начал изучаться наиболее активно здесь. Именно здесь этот диагноз стали регулярно ставить.

Я прихожу к выводу, что действительно главная проблема современного человека — это его неспособность определиться по ключевым вопросам. Это касается не только общества, это касается и частного лица, любого. Определиться с позицией по частным вопросам, привести мнение своих бесчисленных «я» к какому-то сколько-нибудь монолитному пониманию становится немыслимо. И поэтому мы практически не имеем людей с четкой гражданской позицией, с четкой нравственной позицией.

Это беда века. С этим придется что-то делать. Но психоаналитик тут не поможет. Боюсь, что и религия тут не поможет. Боюсь, что тут нужно что-то третье. А вот это третье, мне кажется, я нащупал, и о нем, собственно, у меня в романе идет речь.

То, что эти внутренние «я» неизбежно будут всё сильнее конфликтовать, и что, например, вопрос гендера будет решаться их голосованием со всё более драматичными оборотами — это, по-моему, совершенно очевидная вещь. И нельзя не признать того, что главная проблема XXI века — это крах integrity, крах цельности. Не только цельности в гражданском поведении и так далее — нет, вообще во всех базовых проблемах человечества.

И каким образом мы будем этот внутренний хаос регулировать… Психоаналитики — фальшивые, я не говорю о настоящих — фальшивые, зарабатывающие на этом, как раз и пользующиеся жаргоном и так далее — это же не их вина, что они так востребованы. Востребованность их связана прежде всего с тем, что проблема есть, но она еще не осознана пока. Вот на осознание этой проблемы уйдут, я думаю, ближайшие 20-30 лет — именно на то, что от человека перестанет требоваться (ну, по крайней мере это перестанет быть добродетелью) четкость позиции, четкость морального выбора.

И как жить дальше в этом мире с такими сложными позициями, где все, как у Джафарова, переваливают вину и ответственность друг на друга — как жить в этом мире, пока не очень понятно. Но то, что болит именно этот зуб, и именно от этого зуба распространяется боль на все остальные органы — это да, это действительно так. Иногда один больной зуб способен отравить жизнь надолго. Вот здесь проблема именно в том, что больной зуб находится именно в этом месте — в диссоциативном расстройстве.

И отсюда все проблемы современной России и современного мира. И неумение противостоять диктатуре, потому что у диктаторов-то как раз с integrity всё обстоит очень хорошо. И весьма возможно, что скоро люди с диссоциацией станут абсолютно беспомощны, бессильны перед людьми-монолитами. Ну, это ситуация, которая описана Новеллой Матвеевой. Я часто ссылаюсь на это стихотворение:

Был человек раздвоен,
Был человек растроен.
Собрал свои он части —
И ничего собрал.

Но это хорошо, если кто-то может собрать.

Но знаешь, этой ночью
К тебе придут враги.
Я вижу их воочью,
Я слышу их шаги.

Беда в том, что даже при виде врага большинство неспособно собраться. Человека тащит в разные стороны. Получаются такие внутренние лебедь, рак и щука.

Вопрос отношения цельной личности и личности мультипликационной поставлен впервые Тургеневым, который был, я думаю, наиболее умен из всех современников. «Гамлет и Дон Кихот» — ключевой текст на эту тему. Как раз сам Тургенев, будучи Гамлетом, отдает безусловное преимущество, безусловную моральную победу Дон Кихоту. Но надо сказать, что Дон Кихот — это безумец. И что в некотором смысле фанатизм и есть проявление безумия.

Но в любом случае, то, что действовать, отвечать на категоричные вызовы, принимать решения и так далее человек с диссоциацией неспособен, по-моему, очевидно. А людей без диссоциации становится всё меньше. И более того, эти люди без диссоциации, вот эти «монолиты», как они названы в романе, не кажутся мне альтернативой. Вот в чем, собственно, проблема.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Каковы особенности уральской литературы?

Уральская литература, уральская литературная школа возобладала в СССР в 30-е годы, сменив одесскую. Для одесской был характерен культ иронии, культ формы, трикстер в качестве главного героя, романтизм несколько блатного свойства, — в общем, все, что есть в книге Багрицкого «Юго-запад»: сочетание отваги и отчаяния, романтики, иронии, скепсиса. Замечательная, в общем, такая романтическая ирония. Ну и культ формы, конечно, культ лаконизма. При отсутствии идеологии форма — единственное, что спасает; при святом, сакральном отношении к профессии.

Уральский миф пришел ему на смену. Для уральского мифа и прежде всего для Бажова ключевым понятием является труд, работа, обожествление…

Согласны ли вы, что Кабаков, будучи учеником Аксенова, шел по пути мачо-Хемингуэя, но под конец жизни занял примиренческую позицию?

Нет. У него не было примеренческой позиции. И консерватизм Кабакова был изначально, как и в случае Новеллы Матвеевой, формой неприязни к нуворишеству. Я писал об этом, и довольно точно об этом написала Татьяна Щербина. И Кабаков уже в 90-е годы никаких иллюзий не питал по поводу этой перестройки, он и к советской власти сложно относился, а ведь то, что началось в 90-е, было советской властью минус электрификация всей страны, минус просвещение, минус социальное государство. В остальном это была такая же советская власть, и ее очень быстро стали осуществлять бандиты, эстетика которых мало отличалась от советской. «Сердца четырех» Сорокина, которые написаны как раз о 90-х годах,— это…

Почему в фильме «Сердце Ангела» Алана Паркера дьявол назначает детективу встречу в церкви? Есть ли здесь параллели с «Вием» Гоголя?

Знаете, честно вам скажу, для меня непонятна история с «Вием»: почему нечистая сила христианина да в церкви христианской задушила. У Новеллы Матвеевой стихотворение:

Как только подумаю о плачевной
Участи Хомы Брута,
Не столько великого грешника,
Сколько великого плута.

Это гениальное стихотворение, из «Закона песен». Вот как это получилось? Матвеева там дает свой ответ на этот вопрос. Для меня действительно «Вий» (я согласен здесь с Синявским, «В тени Гоголя») — самая загадочная повесть Гоголя. Я не понимаю, почему «Вий» в православной церкви чувствует себя свободным. Может быть, это какой-то отголосок древнерусского язычества, славянского…

Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?

Принято считать, что в 70-е годы лучше всех работали Слуцкий и Самойлов. Слуцкий до 1979 года, Самойлов — до конца. Из более младших — Чухонцев и Кушнер, и Юрий Кузнецов. Это те имена, которые называют обычно. Алексей Дидуров писал очень интересные вещи в 70-е, и ещё писал довольно хорошо Сергей Чудаков — это из людей маргинального слоя. Губанов уже умирал и спивался в это время. Понятно, что Высоцкий в 70-е написал меньше, но лучше. Окуджава в 70-е почти все время молчал как поэт, Галич — тоже, хотя несколько вещей были, но это уже, мне кажется, по сравнению с 60-ми не то чтобы самоповторы, но это не так оригинально. Конечно, Бродский, но Бродский работал за границей и как бы отдельно, вне этого…

 Откуда такая сентиментальность в книгах Александры Бруштейн, Сусанны Георгиевской? Возможно ли, что именно в тоталитарном обществе возникает такая сильная потребность в сентиментальности?

 Да, действительно, «Отца» Георгиевской я всегда читал со слезами.  Я ребенком его прочел, это была моя любимая книга очень долго. Помните, когда там сумасшедший мальчик Саша со своей матерью живет в Вильнюсе. Она работает в лечебнице для сумасшедших. Мать запрещает ему встречаться с сумасшедшими, потому что боится, мало ли чего. Хотя это тихие сумасшедшие. И вот он увидел старуху одинокую, которая там сидела на лавочке. Он взял ее и сказал: «Пойдем под дубы». И она говорит: «Хорошо, хорошо, под дубами». Умела Геогиевская нагнать печали на читателя.

 Гиоргиевскую забыли. Забыли несправедливо. Такие романы, как «Колокола» – одна из лучших книг о любви, что я знаю, или…