Войти на БыковФМ через
Закрыть

Каковы особенности уральской литературы?

Дмитрий Быков
>250

Уральская литература, уральская литературная школа возобладала в СССР в 30-е годы, сменив одесскую. Для одесской был характерен культ иронии, культ формы, трикстер в качестве главного героя, романтизм несколько блатного свойства, — в общем, все, что есть в книге Багрицкого «Юго-запад»: сочетание отваги и отчаяния, романтики, иронии, скепсиса. Замечательная, в общем, такая романтическая ирония. Ну и культ формы, конечно, культ лаконизма. При отсутствии идеологии форма — единственное, что спасает; при святом, сакральном отношении к профессии.

Уральский миф пришел ему на смену. Для уральского мифа и прежде всего для Бажова ключевым понятием является труд, работа, обожествление работы, профессионализма, тоже, кстати, роднящего с одесской школой, потому что у советского человека совесть заменяла профессию. А профессия заменяла совесть. Все делились либо на профессионалов, либо на интеллигентов. Как говорил Лев Гумилев: «Я не интеллигент, у меня профессия есть». Стало быть, непрофессионалами считались те, кто мучался совестью, а профессионалами — те, кто желал профессионального совершенства. Потому что совести не было, не было критериев, относительно которых можно было себя спозиционировать как-то, если угодно.

Я сам довольно долго думал, что эквивалентом совести нашего времени является чистота нашего отношения к работе, к профессии. Потому что с совестью стало очень легко договориться. Внушить себе, что не было выбора (а очень часто его и нет). И вот здесь мы видим это ощущение, что можно как-то выкупить, спасти душу, профессионально работая. Для уральского мифа такое явление очень характерно. Бажов, конечно, сочиняя (на 90 процентов он их сочинял) уральские сказы, отталкивался от немецкого мифа. Помните, как у Николая Клюева пророчески сказано: «Карлы в железе живут» (о гномах). Это мифы о гномах, о жителях гор, о таинственных горных мастерах, которые уходят в горы в поисках совершенства.

Два центральных сочинения о мастерах было написано в 30-е годы: «Мастер и Маргарита» и Данила-мастер, «Каменный цветок». И функцию Воланда выполняет Хозяйка Медной горы. И, кстати говоря, Данила получает не свет, а покой в вечной мастерской, где достигает абсолютного профессионального совершенства — в мастерской Хозяйки Медной горы. Мне, кстати, бажовские сказы и кажутся такой квинтэссенцией уральской литературы. И у Алексея Иванова совершенно правильно написано, что в основе уральского характера всегда лежало производство, производственные показатели. И если Екатеринбург был городом, варящим сталь, городом работающим, то Ёбург в 90-е стал городом торгующим, это совершено точно. Причем серьезное отношение к главному занятию было характерно и тогда, и тогда.

Я думаю, что основу уральского мифа Иванов подробно разобрал — отчасти в «Вилах», а наиболее подробно, конечно, в «Ненастье», причем разобрал от противного. Потому что в «Ненастье» уральский рабочий миф вытеснен бандитским, но тоску по этому рабочему мифу он отображает с абсолютной прозорливостью. Вообще, «Ненастье» — едва ли не лучшая книга, написанная Ивановым, между нами говоря. Именно потому, что оно социально очень точно.

Кроме того, в уральском мифе роль любви не особенно значительно. Мировоззрение уральского мифа мрачное, готическое. Это касается и бажовских сказов, и поэзии уральского рок-н-ролла. Кроме того, это миф, который подытожил в своих стихах Борис Рыжий, — это миф жизни в промышленном грязном городе, на спальной его окраине, где черные березы и черный снег, где романтическая шпана. Этот миф, который до 70-80-х годов этом виде досуществовал, в остальном, мне кажется, он довольно быстро закончился и сменился. Потому что производственный роман — это уже для 50-х даже годов не очень актуально. Он сменился мифом шестидесятников, мифом интеллигенции, мифом московским и отчасти петербургским, который сейчас тоже закончен. Следующий миф — после долгого периода антиутопии, — то есть, его строительство будет связано с диверсификацией, так мне кажется. Оно будет связано с расслоением общества, страны, человека, самого человека и человеческого рода, с разделением человека на несколько внутренних «я». Как раз в новом романе Рагима Джафарова эта тема, заявленная в «Сато», доведена, по-моему, до очень мощного звучания. Мы как раз с Джафаровым об этом говорили в «ЖЗЛ». А как он территориально расположен — да в том-то и дело, что географического мифа больше не может быть. Потому что страна в цельном виде перестала существовать. Она расслоилась на пять-шесть стран. И это очень интересно, как они будут уживаться.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто из современных авторов может стать классиком, которых будут читать через лет сто?

Алексей Иванов, я думаю; по крайней мере, с «Ненастьем», а, может быть, «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил». У Иванова, безусловно, есть такие шансы. Из поэтов; безусловно, Найденко. У Иры Евса, кстати, харьковчанки замечательной есть шансы. У нее замечательные есть стихи, да и человек она такой, вполне соответствующий своему поэтическому уровню. У Лимонова, я думаю, бессмертие такое довольно-таки гарантированное есть. Он совсем рядом ушел, и думаю, что он себя в литературу впечатал, и не рядом с Селином, а где-то повыше. А вообще это ведь вещь совершенно непредсказуемая. Мы кого-то из гениев, ныне живущих, совершенно не знаем сегодня. Я в этом уверен. Я уверен, что долго будут читать…

Не кажется ли вам, что сюжет романа «Ненастье» Алексея Иванова странным образом укладывается в вашу теорию метасюжета?

Ничего странного, он абсолютно укладывается в эту теорию, и Иванов — один из тех, кто нащупывает этот метасюжет, и один из фундаментальных пунктов этого сюжета — вечная невеста, вечная девственница. И это ещё раз подчеркивает глубочайшее, почти сходство Иванова с Алексеем Н. Толстым, его, кстати, одним из любимы писателей.

Алексей Толстой написал своего «Петра Первого» — роман, очень похожий на Петра, «Тобол», а до этого свое «Хмурое утро» — «Ненастье». Это замечательное совпадение, но как раз образ вечной девственницы, которую никто не может сделать женщиной — это восходит к толстовской «Гадюке». И, конечно,— я, кстати, подробно этот элемент метасюжета в статье к сборнику «Маруся…

Чьи реинкарнации Борис Акунин, Алексей Иванов, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин?

У меня есть догадки. Но о том, что близко, мы лучше умолчим.

Ходить бывает склизко
По камушкам иным.
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.

Пелевин очень близок к Гоголю — во всяком случае, по главным чертам своего дарования — но инкарнацией его не является. Дело в том, что, понимаете, постсоветская история — она, рискну сказать, в некотором отношении и пострусская. Как правильно сказал тот же Пелевин, вишневый сад выжил в морозах Колымы, но задохнулся, когда не стало кислорода. Вообще в постсоветских временах, он правильно писал, вишня здесь вообще больше не будет расти.

Он правильно почувствовал, что советское было каким-то больным изводом…

Что стало с Валеркой в романе «Пищеблок» Алексея Иванова? Может ли человек победить в себе хтоническое зло?

Я не думаю, что он победил в себе это зло, хотя мне и хотелось бы так думать. У Иванова есть возможность сиквела — не сомневаюсь, что он ею воспользуется. И не сомневаюсь в главном: молодые вампиры тамошние не победят в себе хтоническое зло, наоборот: когда закончится советская власть, хтоническое зло выйдет на улицы, разгуляется и начнется ненастье, в широком смысле. Ивановское «Ненастье» и ненастье вообще. «Хмурое утро» постсоветское. Я абсолютно убежден, что настоящие вампиры — впереди. Вот те комсомольчики, пионерчики, детки советской власти, которые там подвампиривали что-то. Вы думаете, они там перевоспитаются, что ли? Что свобода их перевоспитает? Да нет, ничего подобного. Они…

Согласны ли вы с Галиной Юзефович, что Алексей Иванов — «один из самых талантливых писателей, который растрачивает свой потенциал на примитивную коммерческую литературу как, например, «Пищеблок»?

Нет, не растрачивает. Писателю в разное время хочется писать в разной технике. Я помню, как Галина Юзефович спросила меня: «Вы написали сложный роман «Орфография», а после этого почему вы написали такую простую книгу, как «Эвакуатор»?» Я могу одно только сказать: что писатель работает иногда в одной технике, иногда в другой. Сегодня он хочет написать довольно простой научно-фантастический роман или сказку, а завтра у него появляется желание написать эпопею. Как сегодня вы пишете маслом гигантское полотно, а завтра — карандашный этюд.

Поэтому Иванов в разных сферах работает: в фантастике, в исторической прозе, в бытовом реализме сообразно своему настроению. «Пищеблок»,…