Я не думаю, что он победил в себе это зло, хотя мне и хотелось бы так думать. У Иванова есть возможность сиквела — не сомневаюсь, что он ею воспользуется. И не сомневаюсь в главном: молодые вампиры тамошние не победят в себе хтоническое зло, наоборот: когда закончится советская власть, хтоническое зло выйдет на улицы, разгуляется и начнется ненастье, в широком смысле. Ивановское «Ненастье» и ненастье вообще. «Хмурое утро» постсоветское. Я абсолютно убежден, что настоящие вампиры — впереди. Вот те комсомольчики, пионерчики, детки советской власти, которые там подвампиривали что-то. Вы думаете, они там перевоспитаются, что ли? Что свобода их перевоспитает? Да нет, ничего подобного. Они используют свободу для того, чтобы сосать уже нефть и чтобы сосать её совершенно открыто. Вампиризм стал главной метафорой и главным содержанием постсоветской России. Эмпиризм этого вампиризма, его абсолютная прагматическая зацикленность, его абсолютная зацикленность на выгоде,— о чем мы говорим?
Советская власть ещё несла в себе какие-то зерна наивного, формального асболютно, конечно, неглубокого идеализма. Были люди, которые действительно во что-то такое верили. Потом настали времена, когда этой веры уже не стало.