Ну нет, это преувеличение. Я в статье «Поэтика доноса», которую выложил «Русский пионер», говорю, что у человека два наслаждения, как раньше была такая древняя пословица, — это съедать и освобождаться от съеденного.
Соответственно, на физиологическом уровне два наслаждения — это испускать из себя Хайда, выпускать из себя одну свою ипостась — ипостась злую. То есть с наслаждением, оргиастически избавляться от химеры совести. И второе наслаждение — вставлять себя. Первое — испускать из себя что-то меньшее, как бы эякулировать Хайдом, а второе — вставлять себя во что-то большее. Это сродни сексу, который сочетает оба этих наслаждения.
И это такое наслаждение — принадлежать к массе, к большому сообществу и так далее. Необязательно к стае. Понимаете, это может быть радость от сообщества.
Вот я помню, всегда, когда идет, например, большое уличное шествие — бывало, шли по Садовому кольцу, всегда оглядывались на свой хвост, который тянется где-то. Всегда смотрели с Трубной, с естественного возвышения, очень удобного, и да, чувствовали радость от принадлежности к большой толпе: нас много.
Иногда это радость совершенно безгрешная. Точно так же, как когда вы проникаете, допустим, в чужое тело, вы же не всегда это делаете с целями садистическими. Иногда это радость от выхода из собственного тела, радость от выхода из бесконечной замкнутости собственного «я». Поэтому это, конечно, нормальное явление — радость от принадлежности к чему-то большему.
Другое дело, когда эта принадлежность сопровождается именно этой оргиастической радостью бессовестности. Когда вы хотите принадлежать, например, не к большому человечеству, которое отважно борется с болезнью, а к маленькой злобной стайке, которая всему миру хочет показать кулак. Это довольно неприятная история. Всё-таки важно, к чему принадлежать: есть стадность, есть стайность, а есть человечность.
Собственно, в литературе это на самом деле довольно широко представлено. Просто потому, что описание обеих этих страстей — испускать из себя меньшее и вставлять себя в большее — к этому, в сущности, сводится вся социальная психология.