Да нет, конечно. Если бы поведения героя «Записок из подполья» было юродством, это было бы эстетическим поведением. Да нет, он нормальный садист, нормальный мучитель. В Веничке совершенно этого нет. То, что оба этих герои извлекают некоторый сок из своей униженности,— это совершенно разные явления, схожие только внешне. В Веничке же нет никакой подпольности, что вы!
Я, кстати, испытал ужас настоящий, когда меня спросили мои студенты: «Есть ли примеры русской одиссеи в двадцатом веке?» Я говорю: «Да, «Москва-Петушки». Никто не читал. Вот ужас какой взял меня. К вопросу о том же Богомолове. Я помню, как в 1984 году (в 1984 году!) Вася Соловьев, впоследствии известный рок-журналист, спросил на семинаре у Богомолова: «Есть ли в сегодняшней литературе примеры гения?» Богомолов сказал: «Москва-Петушки». Я был, конечно, очень сильно поражен. Он назвал еще как пример выдающейся изобразительной силы Распутина, назвал песни Окуджавы, но вот как пример стилистический гениальности он назвал «Москву-Петушки». Я эту книгу открыл для себя в 1984 году, мне она не понравилась при первом чтении. Только в армии, когда она вышла в «Трезвости и культуре», я ее перечитал, и она меня поразила. Видимо, все на свете должно происходить медленно и печально.