Войти на БыковФМ через
Закрыть

Если жить обретает черты того или иного жанра, это о чем-то свидетельствует? В какие моменты такое происходит?

Дмитрий Быков
>100

Вопрос не праздный, я как раз вел в одной школе семинар, который называется «фатумология», то есть наука управления судьбой, изучение судьбы. У меня в повести «Гонорар» была такая идея, в 24 года, страшно сказать. Я, в общем, не сильно продвинулся с тех пор: мне кажется, единственно верная книга на эту тему — это арабовская «Механика судеб», но, собственно, судьба, если она правильно организована, всегда имеет черты художественного текста, и, владея законами композиции, можно скорректировать судьбу.

Если она у вас приобретает черты фабулы законченной, надо просто помнить, что в мире не так много фабул, и вы всегда какую-то фабулу просто реализуете. Надо просто знать — это довольно тонкая вещь,— какой набор персонажей и декораций соответствуют определенной фабуле, и надо обставить свою жизнь так, чтобы эти персонажи там появлялись. Дело в том, что, видите, как некоторые огромные молекулы могут быть уложены в пространстве единственным образом, точно также сюжет имеет единственную структуру и систему персонажей. Вот в «Поэтике сюжета и жанра», которой мы занимаемся в Свободном университете, мы тоже эту тему рассматриваем. Это все чистая эмпирика, мы ощупываем слона. Я не знаю, почему это так.

Я не знаю, почему в сюжете, в театре появляются свои Алиса и Базилио. Но они появляются и в «Золотом ключике», и в «Слепой красавице», и их нельзя избегнуть. Почему образ этих двух попрошаек там есть? Почему образ мертвого ребенка всегда сопутствует Фаусту? Почему женщина, изводимая из темницы, или мастер, уходящий в гору, всегда сопутствует фаустианству? Почему Крысолову всегда сопутствует эта история — увод крыс сопоставим с уводом детей. Я эмпирически знаю, что история рассказывается так-то и с определенным набором персонажей. Соответственно, если вы хотите реализовать ситуацию счастливой любви, то вам надо обеспечить себе такой-то набор декораций, обстоятельств, персонажей, темп соответствующий развития, потому что счастливая любовь развивается стремительнее, чем несчастная, быстрее. И вообще, надо по-наполеоновски надо сочетать быстроту и натиск, или, по-суворовски, внезапность. У Веллера есть любопытные соображения на эту тему в «Любит — не любит» в «Майоре Звягине».

Это целая наука — организовать жизнь путем художественного текста. Вот организовать художественный текст так, чтобы это было жизнеподобно,— это гораздо проще. А организовать жизнь, чтобы она развивалась по законам искусства,— это целый набор сложных обстоятельств. Но я могу вам точно сказать, что одна примета является знаком ошибки, знаком неправильности: это повторяемость. Если вы с упорством идиота влипаете в ту же самую коллизию несколько раз подряд, то это происходит по замечательной формуле Радзинского: «Вас оставляют на второй год, если вы чего-то не поняли». Это вот я его спросил, чем объяснить цикличность российской истории. Он и сказал, что это знак неправильности: если вас оставили на второй год, значит, вы не сдали экзамен. Поэтому надо повторяющуюся ситуацию разбить.

Я не побоюсь сказать, что после разговора с Жолковским, когда он мне в машине –как сейчас помню — развил свою идею кластера,— я настолько был потрясен, что даже подпрыгнул, я увидел в жизни своей этот кластер. Я тут же сказал: «Не знаю как с точки зрения филологии — набор устойчиво повторяющихся мотивов,— но с точки зрения биографии это великое открытие, я немедленно разорву эту зависимость. Как Зощенко считал необходимым развивать и разбивать патологические связи, существующие в его сознании, скажем, связь воды, грозы и материнской груди, ужаса (напоминаю «Возвращенную молодость» и «Перед восходом солнца»), так, соответственно, надо разбивать повторяющиеся связи в вашей жизни. Это единственное, что можно сделать.»

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Согласны ли вы, что Арабов в своей книге «Механика судеб», рассказывая о Наполеоне, избирательно подбирает факты? Имеет ли право автор писать о великой личности, не прочитав о ней как минимум 50 книг?

Знаете, я читал довольно много о Наполеоне. Лучшим из того, что читал, считаю книгу Мережковского (кстати говоря, книгу вполне апологетическую и очень увлекательную). Арабов же писал не для того, чтобы представить вам исследования жизни Наполеона или Пушкина. Арабов писал для того, чтобы вам было интересно, для того, чтобы вы задумались. Угаданная им закономерность, мне кажется, абсолютно точна: пока человек не рефлексирует, у него всё получается; как только он задумывается, его образ как бы раздваивается и почва уходит у него из-под ног. Вы скажете: «А вот он и о Пушкине пишет непрофессионально». Он не пушкинист. Но то, что он написал о Пушкине, во многом верно, интересно и, кстати…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Как вы относитесь к герою романа Достоевского «Бесы» — Петру Верховенскому?

Я к «Бесам» вообще отношусь резко негативно — при том, что я люблю этот роман как произведение искусства, люблю это нарастание темпа, люблю образы, которые там есть. Там совершенно грандиозная догадка о Кириллове, который действительно пытается путём самоубийства уровнять себя с Богом и понимает, что единственная свобода выбора — это свобода выбора смерти. Это интересная мысль. И, конечно, крайне интересная там фигура Верховенский-старший — такой приговор движению Грановского и русским гуманитарным кружкам 1840-х годов, такой вклад в проблему отцов и детей. И Варвара там интересная. И Ставрогин — конечно, гениальная догадка.

Почему он не ограничился Верховенским? Почему ему…

Как должна выглядеть новая нарративная техника в современной литературе, о которой вы говорите?

Что касается новой литературы со стороны проблематики и нарратива. Почему я так мучился с «Маяковским»? А я сильно с ним мучился. Там были куски, которые мне ужасно скучно было писать: практически всю революцию… Он же в революции не участвовал. Он захватывал какие-то лимузины, начальника автошколы Петра Секретёва арестовывал. Это всё какие-то глупости ужасные были! Про Татьяну Яковлеву мне неинтересно было писать, потому что про неё всё написано. Мне интересны были какие-то вещи… Например, то, что Колмогоров открыл применительно к его поэтической технике. Академик Колмогоров в 1963 году начал вдруг заниматься поэтикой Маяковского и составил статистику всяких ударных и безударных слогов,…

Правильно ли понял Пришвин роман Гоголя «Старосветские помещики», сказав, что это книга о «истинной, прочной, настоящей любови, которая держится привычкой»?

Нет, не правильно. Я вообще Пришвина очень люблю, в особености дневниковую его прозу, ну и «Кладовую солнца» — само собой. Но я не отношусь к его теоретическим, литературоведческим и вообще внеприродным наблюдениям с достаточной серьёзностью. У него — при всей моей любви к нему — господствует такое мировоззрение несколько зайцевское, несколько шмелёвское; он писатель скорее, конечно, этого ряда и этой категории. Не вполне, мне кажется, он всё-таки понимает мятущуюся, неспокойную и крайне тёмную, крайне запутанную душу Гоголя. Он человек уюта, человек обихода. Действительно, ему и природа — дом родной. И религия его — она такая несколько пантеистическая, скорее языческая, довольно уютная. В…

Не являются ли произведения Бориса Акунина высокой пародией на книги Дарьи Донцовой?

Нет, произведения Акунина являются высокой пародией на тексты русской классической литературы, в частности, на «Штабс-капитана Рыбникова» в «Алмазной колеснице». Тут вот какая вещь. Все писатели, имеющие амбиции учительские, до известного момента пишут паралитературу или беллетристику, чтобы сделать себе имя. Сделав это имя, они осуществляют более серьезные замыслы, начинают проповедовать.

Это, знаете, как Веллер как-то, в свое время, чтобы привлечь к себе внимание, написал несколько совершенно порнографических рассказов, они, значит, попали в редакции журналов, а еще они были в таких папках ядовитого цвета, и имя Веллера запомнилось. После этого серьезные тексты, которые…