Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы можете рассказать о Теодоре Драйзере? Нравится ли вам роман «Американская трагедия»?

Дмитрий Быков
>500

Драйзер, как мне представляется, такой предшественник нового журнализма, и именно потому, что сам он начинал в журналистике, и лучшие его тексты построены в жанре журналистского расследования. Достаточно сказать, что «Американская трагедия» — это попытка расследовать абсолютно подлинную историю, точнее, две подлинные истории, которые он смешал, но которые были таким классическим примером американского преступления начала века. И Драйзер выработал свой холодный репортерский блестящий стиль — стиль документального романа — именно в своих достаточно долгих чикагских, нью-йоркских и прочих репортажах. Он же, собственно говоря, начинал как очень сильный репортер. И в прозе его всегда сильна вот эта холодная журналистская точность, этот блеск журнализма, который всегда представляется современникам чем-то таким жестоким и, если угодно, более дешевым, более доступным, чем высокая литература. Ничего подобного. Это есть и у Короленко. Драйзер как раз основатель настоящего американского документального романа.

И я довольно высоко Драйзера ценю — ну, прежде всего, конечно, «Гения», в огромной степени «Американскую трагедию». Мне недостает в нем не то чтобы эмоциональности, а мне недостает в нем, может быть, живого героя. Вот Фрэнк Каупервуд, например, из «Трилогии желания» — он прелестный персонаж, но все-таки я его не вижу, не представляю. «Оплот», кстати, очень неплохой роман. А что касается Каупервуда, что касается «Финансиста», «Титана», «Стоика», то мне всегда там было интереснее читать любовную линию, нежели финансовую, а должно быть наоборот. Мне кажется, что Драйзер не испытывал настоящего интереса к описанию больших денег и способов их добывания. Все уходило в то, как сказано там о Каупервуде, как говорит одна из его девушек: «Мальчик нашел себе новую игрушку». Вот любовная линия там забавна, а стачки, строительство дорог и биржевые спекуляции описаны без того азарта, который был бы характерен, мне кажется, для настоящего финансиста. Скажем, «Большая пайка» Дубова — там сказывается, конечно, личное участие во всем этом.

Что мне ещё кажется очень важным у Драйзера? Вот совершенно прав Кинг, когда говорит: «Примета большого писателя — это когда не видно авторской руки, переставляющей персонажей». У Драйзера действительно не видно. То есть, грубо говоря, у Драйзера действует история, действуют объективные обстоятельства. И даже (страшную вещь скажу) Клайд Грифитс из «Американской трагедии» у него выходит не так уж и виноват, и даже Сондра Финчли выходит не так уж и виновата, потому что они заложники своих страстей, и конечно, Роберту Олден очень жалко, но при всем при этом мы понимаем, что людьми играют социальные обстоятельства. Это такой социальный дарвинизм и даже, я бы сказал, социальный детерминизм, такая предопределенность всего, когда мы понимаем, что другого варианта развития просто не было. Ну не может Клайд не убить Роберту! Вот не хочется ему, а не может.

Поэтому, вот как это ни ужасно звучит, в романах Драйзера за счет этого примитивного, что уж тут говорить, социологизма достигнут уровень высокой трагедии, трагедии безусловной, когда человек не хозяин себе, когда им играет эпоха, история, обстоятельства, когда он вынужденно принимает какие-то решения, когда личность его стирается, и стирается под множеством воздействий. Ну, мы не можем сказать, что Клайд отвечает за свои поступки.

И действительно, какие-то сверхчеловеческие обстоятельства играли людьми в XX веке, поэтому всех жалко и почти никого не получается осудить. Мне эта позиция кажется, что говорить, капитулянтской, а вместе с тем она приводит к появлению великого текста — текста, в котором действие истории в судьбе очевидно, а моральная ответственность не очевидна. И хочется всех оправдать, потому что ну не могли они иначе. Кстати говоря, у Дос Пассоса это тоже есть. И хотя Драйзер, безусловно, осуждает Клайда, но виноватым-то во всем он считает дикий зверский капитализм. Это отличает его, скажем, от Фицджеральда, для которого люди всегда люди.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Каких писателей вы уважаете, но не любите?

Да полно таких произведений. Вот могу ли я сказать, что я люблю, например, Драйзера? Трудно мне это признать, но я уважаю его. Это такой хороший социальный реализм. У матери любимый роман «Гений», а мне он кажется дико скучным. Мы сходимся только насчёт «Американской трагедии». Когда мне было лет десять, и мы с матерью пошли гулять вечером, под Москвой мы отдыхали. И там был тёмный канал, а над ним мостик. И мать сказала: «Вот это похоже на то место, где Клайд утопил Роберту». Мне стало жутко интересно, что это такое было. Мы ещё потом там рядом на поле нашли валявшийся огромный выкопанный буряк и его бросили в эту воду, как бы утопив Роберту. Он был такой толстый, белый. Это было очень интересно. И я…

Можно ли сказать, что Фрэнк Каупервуд из романа «Финансист» и Юджин Витла из романа «Гений» Драйзера — это один и тот же герой, просто сделавший нравственный и профессиональный выбор?

Мирон, нет. У Драйзера все герои абсолютно очень женолюбивы, и это до известной степени повторяет его собственные иногда ошибки, иногда увлечения. Но между Каупервудом и Витлой есть примерно та же разница, что между Ругонами и Маккарами у Золя. Витла — художник, Каупервуд — бизнесмен, а говорить, что он художник от бизнеса — нельзя. И его задача — самореализация. И задача Витлы — тоже самореализация, но цели этой самореализации абсолютно разные.

Я не люблю роман «Гений». Это одна из любимых книг матери, и мы часто с ней спорили об этом герои и об этой книге. Книга-то, кстати, хорошая, но я героя этого не люблю. Однако то, что там герой приходит к тому же, к чему приходит Клод Лантье (у Золя в…

Каково ваше мнение о книге «Американская трагедия» Теодора Драйзера? Что произошло с Клайдом Грифитсом?

Да в том-то и дело, что ничего с ним особенного не произошло. Довольно банальная история. Ну, соблазнился мальчик деньгами. Другое дело — понимаете, Драйзер же здесь развенчивает довольно серьезное убеждение, что человек труда, человек из низов по определению наделен какой-то особенной моралью. Да нет, ну Грифитс — обычный карьерист, который обожает бабки, обожает роскошь и дядюшку своего боготворит именно потому, что у него бабок дико много.

Замечательный есть фильм «Место под солнцем», где события перенесены несколько вперед. Но Клайд Грифитс, как и его несколько прототипов, он, принадлежа в общем к низам, имеет все пороки этой низовой морали. Что, кстати, и Сенчин в своих…

В книге Драйзера «Русский дневник» Ленин говори Радеку: «Россия за её жертвенность души лучше других подходит для построения коммунизма». Мог ли Ленин это сказать?

Я думаю, что Радек мог это сказать Драйзеру просто. Мог ли это сказать Ленин — у него разные были высказывания. Он часто повторял фразу Чернышевского про нацию рабов, он мог сказать о рабской природе России. Во всяком случае, когда я Егора Яковлева, большого специалиста по ленинской теме спросил, насколько аутентичны высказывания Ленина о всеобщем рабстве, он сказал: «Во всяком случае, они в той традиции, к которой он принадлежал». Чернышевский это говорил, Герцен это говорил, почему бы Ленину было этого не сказать? Я думаю, что под горячую руку он мог сказать о рабской душе, а в другом расположении духа он мог сказать о жертвенной душе. Но высказывание о рабском духе Ленина, высказывания о…

Почему Набокову близка мысль Флобера: «В своем произведении автор должен быть как бог во Вселенной»?

Набокову действительно близка идея автора-демиурга, который в своей вселенной распоряжается полностью, а то помните, как говорил Федор Годунов-Чердынцев: «А то у меня слова ещё пытаются голосовать». Никакой демократии в мире демиурга Набокова не бывает. Но Флобер, как мне кажется, имеет в виду иное: что авторская воля не должна проступать или, как понятнее сформулировал Стивен Кинг: «У хорошего писателя не видно руки, которая переставляет персонажей». Вот это я имею в виду. Когда его спросили: «Чем отличается хороший писатель от плохого?», он сказал: «У автора «Долины кукол» Жаклин Сьюзан видно руку, переставляющую персонажей. У Драйзера её не…

Каково развитие «социального реализма» в Америке сегодня? Как повлияла Великая депрессия на литературу?

Что касается социального реализма, то он чувствует себя очень хорошо, только он ушел в нон-фикшн. И это честнее, это правильнее. В Америке школа нон-фикшна такая, что, пожалуй, в последнее время даже лучше, чем школа традиционного фикшна и сайенс-фикшна уж точно. Нон-фикшн — это огромное, может быть, доминирующее направление американской литературы, где расследуются подлинные преступления, излагаются подлинные биографии.

В каком смысле это честнее социального реализма? Понимаете, социальный реализм… Ну, как у Драйзера, например, ведь «Американская трагедия» тоже написана по мотивам совершенно конкретного явления. Американский реализм все время пытался вывести из жизни…

Есть ли в литературе положительные образы бизнесменов? Согласны ли вы с мнением, что русской литературе его нет, так как отсутствует положительный образ русского бизнесмена?

Как раз в России он существует: Соломин в «Нови», там есть ещё Нежданов, хотя он немножко другой. Нежданов как раз к концу жизни приходит к пониманию, что «надо дело делать», а вот его народничество было абсолютной иллюзией. Потом есть этот владелец лесопилки в «Обрыве». Есть во втором томе «Мертвых душ» вполне себе положительный Костанжогло — Левин в нем угадывается, не бизнесмен, а хозяин. И вообще во втором томе «Мертвых душ» есть образы пугающе правильных, преуспевающих хозяев. Настолько пугающих, что не приведи Господь такого положительного героя.

Что касается американской или британской, или французской прозы, то не припоминаю я там, действительно, положительного…

Кто из современных авторов может стать классиком, которых будут читать через лет сто?

Алексей Иванов, я думаю; по крайней мере, с «Ненастьем», а, может быть, «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил». У Иванова, безусловно, есть такие шансы. Из поэтов; безусловно, Найденко. У Иры Евса, кстати, харьковчанки замечательной есть шансы. У нее замечательные есть стихи, да и человек она такой, вполне соответствующий своему поэтическому уровню. У Лимонова, я думаю, бессмертие такое довольно-таки гарантированное есть. Он совсем рядом ушел, и думаю, что он себя в литературу впечатал, и не рядом с Селином, а где-то повыше. А вообще это ведь вещь совершенно непредсказуемая. Мы кого-то из гениев, ныне живущих, совершенно не знаем сегодня. Я в этом уверен. Я уверен, что долго будут читать…