Войти на БыковФМ через
Закрыть
Разное

«В своей лекции о Беккете вы описали его как успешного, состоявшегося человека, описавшего абсурдность жизни». Ну а как же не «успешный»? «Не видите ли вы параллелей с Буддой Шакьямуни?  Не ближе ли Беккет к традиции буддизма, чем к христианскому канону?»

Дмитрий Быков
>25

Он же Нобеля получил. Это успех. Набокову не дали, Борхесу не дали.

Так-то я не уверен. Будда Шакьямуни – это действительно пример счастливца, который задумался. Да что там далеко ходить? Вот Тютчев – пример человека, который абсолютно счастлив и при этом глубоко несчастлив. Потому что трагизм жизни понимает тот, кому не надо заботиться о куске хлеба и поиске работы. Вот он-то понимает ужас этого звездного неба.

И бездна нам обнажена.

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Я помню, что академический двухтомник Тютчева купил в ялтинском букинисте. В Артеке жил в это время: выходишь ночью на берег моря, и там это понимаешь: «И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».  Вот это звездное небо, предвестие гумилевского звездного ужаса и мандельштамовского («Стихи о неизвестном солдате»). «И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены», – так может сказать только человек, которому не надо ежесекундно заботиться о куске. Важная вещь.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В чем роль и миссия таких поэтов, как Плещеев, Полонский, Никитин — которые как бы ехали в 3-м вагоне после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета?

Я бы первым среди них всё-таки назвал, конечно, Случевского как наиболее значительное явление — подчеркиваю, наиболее значительное явление — в поэзии конца века.

Понимаете, это тоже вопрос довольно непростой. Потому что в это время существовал Иннокентий Анненский — поэт, безусловно, гениальный, из которого вышла вся русская поэзия XX столетия. В нем есть всё. Как говорила Ахматова, «в нем есть даже Хлебников», цитируя некоторые его почти заумные стихи. Был Фофанов, был Надсон, был упомянутый Случевский, был поздний Фет. Были большие поэты — безусловно, большие — которым эта сугубо прозаическая, зловонная, страшно пошлая эпоха не дала развернуться и осуществится.

О…

Есть ли двойник у Александра Кушнера? Кушнер — транслятор или ритор?

Кушнер — безусловный ритор, очень высокого класса. Когда я был в Питере у него в гостях и лишний раз поразился и высочайшему классу его новых стихов, и высочайшему его человеческому качеству. Ни с кем мне так интересно не бывает разговаривать за последнее время — кроме самых близких людей,— как с ним. И конечно, ближе всего ему Тютчев по темпераменту. Это не моя мысль, это мысль Никиты Елисеева, но я с ней совершенно солидарен. Кушнер — это Тютчев, проживший чуть подольше: и та же трагическая любовь, как поединок роковой, и то же ощущение трагедийности мира при общем культе благополучия, при вере в то, что человек должен быть счастлив, даже обязан быть счастлив, и все равно жизнь — это трагедия, «обычный…

Что вы думаете о поэзии Федора Тютчева? Не могли бы вы рассказать о его манере с мажора впадать в красивейший минор?

Илья, спасибо, я люблю очень ваши вопросы. Я не думаю, что это можно так назвать, хотя вы довольно точно охарактеризовали тютчевский приём или, вернее, вот этот слом интонации, который часто есть. Дело в том, что у Тютчева вообще очень мало мажора, и если он есть, то прежде всего в таких стихах пейзажного порядка:

Какое лето, что за лето!
Ведь это прямо колдовство —
Но как, скажи, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?

А вообще-то, его мажор и минор — это суть две стороны одного отношения к внешнему миру. Для Тютчева человеческая жизнь окружена смертью везде, на каждом шагу: «Как океан объемлет шар земной»…

И бездна нам обнажена
Со своими…