Да вот я как раз давал урок по «Асе»: это сила или слабость — то, что такой человек не готов к любви? Может быть, он четко понимает, что сила в данном случае тождественна какой-то слепоте, прямоте. Представьте, если бы он ответил любовью на любовь Аси. Поехали бы они в Лондон, а она бы там увидела болгарского революционера, полюбила и убежала бы к нему. Три судьбы сломаны, кому хорошо?
Ася — это не просто сильная натура. Вот она сильна для любви. Но она еще и грубая довольно натура, в общем. Она натура чувственная, бесконечно трогательная, но жестокая. Вот «Елена» в «Накануне» — сильная женщина, а можно ли сказать, что она сопоставима по богатству внутренней жизни с Шубиным или Берсеневым? Нет, она, в общем, такая же двухмерная, как и Инсаров. Я боюсь, что тот, кто не слаб для женской любви (в понимании матери Тургенева, женщины крайне жестокой), тот вообще груб и пошл. Под силой такие люди понимают именно грубость. Тургенев, я думаю, в любви понимал больше, и лучшее описание любви — это любовь Татьяны в «Дыме». Кстати говоря, Татьяной не случайно зовут мать Аси, Татьяной не случайно зовут героиню «Муму». Это к пушкинской Татьяне все, конечно, восходит, это понимание долга, верности, кротости, любви, силы, настоящей силы. Можно, наверное, сказать, что сильная героиня в «Дыме» — это Ирина. Наверное, сильная, но такая, как бывает сильным запах. На самом деле это героиня омерзительная, простите меня. Я «Дым» у Тургенева люблю больше всего именно потому, что он ущучил этот типаж, довольно чудовищный. Я бы даже сказал, довольно противный.