Я много раз говорил, что гениальность временем никак не обусловлена. Гениальность – это угадывание, поразительно точное угадывание тренда. Они его угадали. Они не первые, кто написали плутовской роман. Больше того, сюжет романа выдумали не они. Но они первые, кто наполнил этот роман сложной эмоцией. Вот то, чего нет ни у Бабеля (хотя у него гениальные рассказы о Бене Крике); то, чего нет у Алексея Толстого; то чего нет у Катаева, – они наполнили текст сложной эмоцией. Потому что Бендер, с одной стороны, явление обреченное, а с другой – это явление власти, явление триумфальное. Бендер никуда не делся – он успешно сбежал за границу. Этот тот финал, которого они не придумали. Бендер не женился на Зосе Синицкой, как было в конце первого варианта. Бендер не уехал в Черноморск и не сделался управдомом. Бендер просто сбежал в Румынию и сделался Штирлицем. Следующая инкарнация Бендера – Румата Эсторский и Штирлиц.
Ему не осталось места в советской реальности. Штирлиц – это и есть Бендер, поэтому он уехал туда, где все в белых штанах, в Аргентину. Он туда попал, там он и реализовался полностью. Бендер – пограничная фигура между трикстером и Мефистофелем, Бендер – это трикстер, который в шаге от Воланда. И он становится этим Воландом. Это покровитель художников, разведчик. Бендер – это идеальный разведчик, потому что все его таланты только в разведке могут быть идеально применены. Бендер – это такой русский Эшенден, если угодно.
Литература
В чем заключается гениальность Ильи Ильфа и Евгения Петрова?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев