Евгений Шварц всю жизнь думал, что он не умеет писать, что его сказки — это что-то несерьезное. Это подход, очень характерный для гения — такая неуверенность в себе. Когда он понимает, что то, что он делает — очень хорошо, но вместе с тем думает, что это никому не нужно, что это слишком уязвимый. Его очень обидело мнение Ивана Соллертинского, что «Тень» — это Ибсен для бедных. Почему? Мне кажется, что Евгений Шварц, безусловно, был прав и трогателен в чем-то, считая, что ему нужно научиться писать прозу, и может быть, он написал бы великую прозу, если бы бог дал ему больше времени. Но эти его прозаические упражнения имеют ценность, на мой взгляд, двоякую: с одной стороны, он действительно таким образом заполнял свое время, когда не писались пьесы, и это было в каком-то смысле замечательным способом сойти с ума. А с другой — это тоже опыт абсолютной честности, опыт очень богатой и полной рефлексии. Там очень много названо своими именами — в безмемуарной прозе Евгения Шварца, автобиографической, дневниковой, очерковой. Мы бы очень много не знали о Корнее Чуковском, об обэриутах. Он действительно с поразительной смелостью, с поразительной честностью рассказывал о себе и о друзьях своей молодости. Так что дневниковая проза ценна для него не только как школа, а прежде всего как продолжение этой линии исповеди, которая в русской литературе надолго прервалась.
Литература
В чем для Евгения Шварца был смысл писания прозы?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев