В общих чертах она о том, что сон разума рождает чудовищ, что во сне мы видим тени, что в теневом мире, где просвещение отменено, а сон стал тотальным,— в нем зло хозяйничает. Что мир теней и снов (они, как вы помните, в двоюродном родстве) продуцирует в результате самые негативные явления. Это мир фашизма, мир тоталитаризма; мир, в котором нормальным становится теневое, и получается такой негатив. Тень правит миром, тень забывает свое место. Там же можно как её заклясть? Крикнув: «Тень, знай свое место!». Эту формулу, насколько я помню, Шварц придумал, у Андерсена этого нет. Вот эта идея «Тень, знай свое место» — то, что надо сегодня крикнуть. Да, мы живем сегодня в мире теней.
Пьеса Шварца «Голый король» была о мире голых королей, сравнительно милом. А вот мир победившей тени — это мир страшного, ночного колорита этой пьесы Шварца. Мы сегодня живем в третьем акте Шварца. У Шварца во всем третьих актах его четырехактных пьес зло всегда торжествует. А добро приходит ему на смену только в финале. Вот этот парадокс Шварца: в третьем акте все кончается плохо, а в четвертом наступает катарсис, спасение, воскресение,— он и в нашей сегодняшней жизни очень заметен.