Я бы так не сказал. Был широкий прокат и у Звягинцева, был широкий прокат и у «Кислоты». Мое отношение к ней — другая проблема, но это вполне авторское кино. И был вполне широкий прокат у «Аритмии», да, в общем, у многих фильмов, хотя мне как раз «Аритмия» нравится гораздо меньше, а вот «Обычная женщина» — это, по-моему, шаг вперед все-таки от некоторой идиллии. Я доброго Хлебникова не люблю, я люблю его злым. Мне кажется, что проблема-то в другом. Цензура сама по себе не благотворна. Текст Льва Лосева о благотворности цензуры «Эзопов язык в русской литературе: современный период» — магистерская его диссертация — был в известном смысле издевательским, пародийным. Цензура благотворна в одном смысле: она развивает эзопов язык и заставляет искать разнообразные, увлекательные способы сложения, непрямые. То есть как говорит Александр Миндадзе, «протанцевать на пятачке». Это приводит, конечно, к гораздо большей изобретательности, и если бы Шварц писал в неподцензурную эпоху, его пьесы были бы хуже. Ему необходимо было высказать так, чтобы все поняли, и при этом никто не придрался. Так случилось, что его дар сказочника совпал в этом смысле с эпохой, хотя, казалось бы, что более неуместного может быть в эти железные времена?
Дело не в цензуре. Дело в том, что художником движет энергия сопротивления. Энергия заблуждения, как называл это Толстой, когда есть… Как я помню, Александр Гордон говорил мне, тоже в интервью: «Когда есть текст, то есть и подтекст, и контртекст». Если есть конкретная власть — идеологическая, в любом случае, с каким-то практиками четкими, понятными, с четкими «можно» и «нельзя»,— ей можно что-то противопоставить. Это та самая благотворность абсолютного зла, томас-манновская. Но когда вам противопоставлена резина, которая сама по себе не соблюдает ни одного собственного правила, когда против вас коррумпированная, гибридная диктатура, ватная стена,— противопоставить творческое усилие ей очень трудно.
Я поэтому, собственно говоря, и не пишу про сейчас, у меня очередная книга не про сейчас. Я мог бы написать роман на современном материале, но боюсь, это был бы гибридный роман. А мне интереснее все-таки чистые образцы.