Очень хорошо Слуцкий на эту тему написал:
Снег опять пошел, повалил
И с присущим бархатным тактом
этот занавес разделил
предпоследний с последним актом.
Слишком в «Гамлете» режут и колют,–
Мне приятней куда «Три сестры»,
Где все просто встают и уходят,
И выходят навек из игры.
Я всегда зимой вспоминаю вот это «Снег опять пошел, повалил». У меня в книжке о Пастернаке была попытка проанализировать «Снег идет». Ведь там, что, собственно, в этом стихотворении особенного? Сергей Никитин написал замечательную музыку на эту вещь. Оно стало восприниматься как такое свежее, прохладное, почти праздничное. Такое дуновение свежего холода после долгой осенней затхлости. Но на самом деле это довольно страшненькое стихотворение.
Вот, кстати, свиридовская музыка, вот такая, почти потусторонняя, такие колокольчики и ангельское такое «снег идет, снег идет»,— оно хуже мелодически (бывает такое у Свиридова), но оно, мне кажется, интонационно точнее. Это стихотворение довольно страшное, стихотворение о том, как время поглощает человека, как оно засыпает его: «снег идет, и все в смятении». А почему все в смятении? Нас убирают из Вселенной, нас становится не видно, мы белеем, сливаемся с пейзажем, нас поглощают эти падающие минуты. Поэтому падающий снег вызывает у меня прежде всего ассоциации с падающим временем. Это нас заносит временем, да:
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь — там и новый год.
Ощущение, что тебя растворяет в себе это белое страшноватое пространство. У меня — грех на себя ссылаться — но у меня в стихотворении «Рождественское», по-моему, как раз описан этот довольно ужасный процесс.