Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Согласны ли вы с мнением Лотмана, что декабристы были особой категорией людей: цельными, умными, благовоспитанными? Можно ли ожидать новых декабристов в России XXI века?

Дмитрий Быков
>250

Смотря что под этим понимать. Если понимать под декабристами, условно говоря, как Латынина это называет, «предателей своего класса», то есть людей, которые, принадлежа к элите, тем не менее готовы делиться правами и заботиться об общих правах, хотя у декабристов имелись разные точки зрения на это. Наверное, да. Наверное, неких новых декабристов мы ждем.

Но давайте не забывать, что декабристы — это вещь исторически обусловленная. Это бунт элит, и каждая эпоха в России, каждая революция обставлена этими бунтами элит с двух концов. Сначала происходит бунт старой элиты, которая не готова мириться с нововведениями. Классический пример того — это Стрелецкий бунт. А потом происходит бунт новой элиты, которая не готова встраиваться в новую иерархию, которая не готова становиться винтиками. Они только что были хозяевами жизни, а сейчас — они винтики. Это бунт Волынского в эпоху Анны Иоанновны, это бунт Пестеля и бунт декабристов, это бунт Ходорковского. То есть эти люди принадлежали к новой элите, а теперь их низвергают в эпоху заморозка. Для того чтобы бунт декабристов состоялся в России, они должны сначала в эту элиту попасть, а потом вместе с нею низвергнуться. Условно говоря, то, что Ходорковский выжил — значит, что он такой более счастливый вариант Пестеля или Тухачевского. Условно говоря, времена несколько смягчились. Если сейчас и искать какие-то аналоги декабризму, то это «Открытая Россия».

Я помню, как писал Станислав Куняев: «Вошли гэкачеписты, смущенные, как декабристы…». Помимо того, что это ужасно в языковом отношении, это неверно в историческом. Потому что ГКЧП — это бунт старой элиты, которая не хочет свободы. Это стрелецкий бунт, а не декабристский.

Типологически все в русской истории очень наглядно. А декабристский бунт был представлен только восстанием олигархов, которые, к сожалению, были немногочисленны. Я имею в виду — немногочисленно было их восстание. А большинство из них совершенно смиренно встроилось, как, кстати говоря, большинство военных прекрасно встроилось в аракчеевщину, и только очень немногие, такие как, допустим, Каховский или Муравьев-Апостол, выражали недовольство. Им нравились другие отношения с солдатами. Им не нравилось поздняя александровская политика военных поселений и повышенной дисциплины, когда у нижних чинов усы вырывали вместе с губой, очень многие к этому отнеслись совершенно спокойно.

А вот Пестель — нет, и некоторое количество гражданских вроде Рылеева этим оказались недовольны. Тогда как подавляющее большинство совершенно спокойно с этим смирилось, и больше того: а разве Милорадович — не герой 1812 года? Тем не менее, почему-то он вписался в эту новую политику позднего Александра и погиб, насколько я помню, от пули Каховского, хотя надо мне все это лишний раз перечитать, чтобы подробно говорить. Элита, сейчас, к сожалению бунтовать совсем не захотела. Она покорно пошла реформироваться и превращаться в винтики новой политики.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему недавний перевод «Фауста» Владимиром Микушевичем остался незамеченным? Неужели в нынешнем обществе нет места для литературного подвига?

Ой, оценивать чужие литературные подвиги я не могу. Тем более, что тут действительно подвиг. Но то, что я читал из этого перевода (куски-то есть), меня не вдохновило.  Я – приверженец одного перевода, пастернаковского, потому что он и разговорный в меру, в меру патетический. Я, как вы понимаете, по-немецки читаю через пень колоду, да, собственно, не читаю вовсе. Я знаю значение нескольких слов, я кое-что могу понять, о чем речь. Но для того, чтобы оценивать перевод «Фауста», недостаточно знания немецкого. Надо посмотреть, в какой степени это стало произведением на  русском разговорном языке, в какой степени это сохраняет сценичность и театральную органику. При всех высоких целях…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…