Насчет толкования «Лесного царя» (а их существует множество), у меня нет своего персонального мнения. Что касается «Бури и натиска», то мне кажется — увы!— что романтизм — это прообраз фашизма. Что права была Лидия Гинзбург, говоря в одном из последних интервью, что романтизм надо уничтожить, что романтизм, наполеоновское поколение; поколение романтиков, влюбленных в Наполеона, готовило почву для фашизма. И Sturm und Drang не зря стал прообразом страшного Durmstrang у Роулинг, и, наверное, романтизм в его наполеоновском изводе, с его вечным презрением к толпе, с его верой в сверхчеловека, с его отрицанием просвещения, с его ненавистью к массе,— я боюсь, что этот романтизм — это источник самого страшного, что было в XX веке. Можно ли этого было избежать? Трудно сказать, слишком масштабно было скомпрометировано просвещение во время Французской революции. Но то, что романтизм, презрение одиночки к массе — это прямые предтечи фашизма («Мы все глядим в Наполеоны…»),— боюсь, что это несомненно. Притом, что «Буря и натиск» — это так красиво, так перспективно, и так самоубийственно, ничего не поделаешь.
Литература
Согласны ли вы, что роман «Буря и натиск» Иоганна Гёте заслоняет другие достижения немецкой литературы? Как вы относитесь к «Лесному царю»?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев