Знаете, у Тендрякова не так много топ-текстов. У него есть хорошие вещи. Но, видите ли, попытки Тендрякова ставить проблемы в тотально аморальном и кривом обществе (как в «Расплате»: а вот имеет ли право подросток застрелить отца-алкоголика?) … Вся ситуация искусственная и кривая. Поэтому рассуждать о правах в этой искусственной ситуации – тут хочется лишь повторить слова Набокова о Достоевском: «Раскольникову нужен не читатель, не писатель, не священник, а психотерапевт». «Шестьдесят свечей», совсем больная, выморочная вещь «Ночь после выпуска», хотя в ней остались какие-то приметы сложной душевной жизни человека ранних 70-х. Вообще Тендряков – писатель первой Оттепели, это писатель «Тугого узла», писатель «Ухабов». Писатель конца 50-х, когда он оседлал волну и на этой волне несся. Потом он попытался оседлать волну религиозную, написал «Чудотворную» – вещь совсем слабую. Потом он попытался (и не без оснований) сказать правду о войне в «Донне Анне», и свою правду, совершенно ни на что не похожую, он сказал. И попытался, как мне кажется, в последние годы в стол написать роман «Покушение на миражи». Там он довольно изобретательно доказывает, что появление христианства – неизбежный этап на пути развития человечества. Иначе человечество не состоится.
Там он что делает? Там Тендряков описывает группу историков, исследователей, которые смоделировали на компьютере разные варианты истории. Христианство появляется везде, или проект «человечество» надо закрывать. Это интересная точка зрения, и я с большим интересом этот роман уже в перестроечную эпоху прочитал.
Довольно любопытной была его повесть, вошедшая в сборник «Нефантасты в фантастике», в молодогвардейскую «Библиотеку фантастики». Она называлась «Путешествие длиной в век». Он там очень точно предсказал фабулу славниковского романа «2017». Я думаю, что Славникова бессознательно воспользовалась этой идеей: что главным занятием людей в конце 2010-х и начале 2020-х станут исторические реконструкции. Историческая реконструкция Гражданской войны убедительно, страшно и талантливо описана в «Путешествии длиной в век». Он предсказал и ролевиков, и типологически и несомненно – повторение русской истории. Вот это сделало книгу, на мой взгляд, очень хорошей.
Тендряков многое вообще написал. У него были вещи довольно проходные, типа «Весенних перевертышей», «Свидания с Нефертити» (вполне проходной, как мне кажется, хотя временами очень талантливой). Тендряков, начиная от своего дебюта в 50-е годы, очень зависел от времени. Это, мне кажется, было для него роковым. Уйти в отрыв от времени, например, смог Горенштейн – писатель того же склада, того же напряженного интереса к моральным проблемам, того же, в общем, достаточно нелестного мнения о человеке (что уж там говорить). Мне кажется, что случай Тендряков-Горенштейн – это когда один побежал, а второй полетел. У Тендрякова, если мне память не изменяет, одна вещь называлась «За бегущим днем». Мне кажется, это не совсем верная стратегия. Надо отрываться от реальности – тогда есть шанс полететь. Горенштейн полетел, Трифонов полетел. Но нельзя отрицать одного: нельзя отрицать, что Тендряков был очень одаренным человеком.