Вот это, кстати, очень хороший вопрос. Чеховская драматургия действительно постостровская в том смысле, что это некая загробная жизнь драматургии. Потому что жизнь в пьесах Островского на сцене очень полнокровная, мясная, живая, а в пьесах Чехова действие происходит действительно как бы после смерти, и действительно после смерти той русской реальности, о которой Островский говорил. С Островским на русской сцене закончилось это жизнеподобие и началась драматургия панпсихическая, «панпсихический театр», как это называл Леонид Андреев. «Квинтэссенция ибсенизма» у Шоу так и называлась, что Ибсен перенес действие в мир души из мира внешнего. И, наверное, в этом и заключается торжество чеховских, андреевских, в известном смысле, всех постандреевских (в диапазоне от Маяковского до Вишневского) драматургических техник. Условность в некотором смысле восторжествовала. И мне, кстати, кажется, что чеховские пьесы с их сложным настроением, сложным построением, с их главной смысловой нагрузкой на третий акт, после чего в четвертом все разрешается и начинается такая как бы пост-жизнь, как и у Шварца, кстати. Мне кажется, что чеховские пьесы гораздо выше драматургии Островского. И в каком-то смысле они сценичнее, потому что театр не должен заниматься жизнеподобием, он должен строить условное пространство. И в «Чайке» идеальный театр — это вот эта чудом уцелевшая конструкция, в которой Нина Заречная произносила: «Люди, львы, орлы и куропатки».
Не знаю, мне кажется, что Чехов — драматург гениальный по тому синтезу настроений, что есть в его текстах, а Островский, при всей любви к некоторым пьесах его, я все-таки на большинстве его нынешних постановок скучаю. Из пьес Островского мне больше всего нравится «Без вины виноватые» с их такой замечательной женской ролью, главной, которую можно так сложно, так разнообразно играть. Очень мне нравится «Волки и овцы». И пожалуй, мне нравятся некоторые куски в «Грозе»; все, что касается Феклушки. Я не видел ещё фильма Константинопольского, я очень хочу его посмотреть. Тут меня многие спрашивают мое мнение о программе «Кинотавра»… Но я, собственно, на «Кинотавре» не был. Меня как-то не очень туда зовут; если позовут — я буду рад. Но я не могу пока судить об этих замечательных произведениях, и надеюсь их увидеть вместе с вами. Но идея переноса «Грозы» в наше время меня как-то не греет совершенно.