Войти на БыковФМ через
Закрыть

Неужели вы верите в духовное возрождение?

Дмитрий Быков
>100

А во что еще верить? Конечно же, верю. Понимаете, для полноценного духовного возрождения нужны очень серьезные усилия. Только сорняки растут сами. Культурные растения надо, простите за каламбур, культивировать. Но достаточно указать вектор, достаточно дать толчок, чтобы жизнь покатилась в правильном направлении. Потому что хвала создателю, который создал все трудное  ненужным, а нужное нетрудным. Для того чтобы писать хорошие книги, заниматься грамотным строительством, разумным производством, человеку достаточно дать толчок. Душа по природе христианка. А вот чтобы заставить людей доносить, ненавидеть друг друга, истреблять книги, жечь костры, преследовать несогласных, доносить, – для этого нужна серьезная, многолетняя, целенаправленная работа. Люди, в общем, любят быть хорошими, это не так трудно. И для того, чтобы духовное возвращение, возрождение России состоялось, достаточно дать ей крошечный сигнал, что за нормальное поведение, за человеческое поведение не будут наказывать. Что поощрять будут творческих и добропорядочных людей, а запрещать – все человеконенавистническое, людоедское, хтоническое, и так далее.

То есть, понимаете, иными словами, для того, чтобы больной начал выздоравливать, надо перестать его морить. Дело в том, что выздоровление – такая естественная интенция организма. Я много раз убеждался, что в правильной  среде, в правильной атмосфере, при правильном уходе человек выздоравливает и без лекарств. Они нужны, конечно, например, в период острой стадии болезни. Но в остальное время для того, чтобы человек стал двигаться в правильном направлении (условно говоря, от смерти к жизни), достаточно окружить его любовью, достаточно дать ему ощущение, что его выздоровление кому-то нужно. Не нужно дежурить постоянно около него, не надо пичкать его медикаментами, обклеивать его горчичниками. Точно так же и с духовным возрождением России – оно пойдет само собой. Потому что для человека естественно, условно говоря, делать то, что он умеет.

Если человека постоянно обкармливать ртутью, как у Валерия Попова в «Двух поездках в Москву», «никакая любовь не выдержит, если кормить ее одной ртутью». Если что-то кроме ртути человеку давать (условно говоря, если духовную атмосферу в стране будет составлять не только Владимир Р. Соловьев, а, скажем, Владимир Сергеевич Соловьев, – да, все будет, все получится совершенно иначе).

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы назвать три главных любовных романа?

Из всего, что написано о любви, как-то мне трудно выделить то, что как-то корреспондирует с моим образом жизни и с моими воспоминаниями. Три лучших любовных романа я не могу, наверное, выделить. Я знаю, что в их число вошла бы, безусловно, «Ада» (не вся, а первая часть), мой опыт субъективен очень. Именно то, что я знаю… Как говорил Солженицын: «Мы можем понять только ту часть правды, в которую уперлись рылом». Вот то, что было в моем опыте, я могу понять.

Главная любовь моей жизни настолько ни на что не была похожа и настолько не имеет ничего общего с этим… Если можно считать романом «Темные аллеи» (а это именно книга рассказов, книга новелл, как бывает книга стихов; Кушнер заметил, что…

Если человек содеет новый мир, Создатель расценивает это как восстание против него или стремление приблизиться к Создателю?

К чему стремится человек, тут неважно. Тут важно, Создатель не отвергает ли его. В фаустианский период русской литературы Создатель смотрит на человека как на талантливого зэка. Потому что идея завета человека с Богом, идея союза человека с Богом — назовем вещи своими именами — была разрушена. Разрушена она была после вознесения Христа — воскресения и вознесения. Он обещал, конечно, второе пришествие, но когда оно будет, мы не знаем. Мы знаем, что завет человека с Богом не состоялся. Человечество отвергло Бога. Ну хорошо, тогда вот вам дьявол, вот вам Мефистофель.

Чем заканчивается союз с дьяволом, мы видели в ХХ веке. Поэтому человечество трудно и медленно возвращается к идее завета с…

Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».

Почему во время тяжёлых исторических периодов для России растет интерес к оккультизму? Почему в самые сложные моменты русский человек обращается не к Богу, а к псевдо-чародеям?

Не всегда и не все. Дело в том, что интерес к оккультизму вместо интереса к Богу, к самоанализу, даже, может быть, вместо атеизма, в котором есть свои привлекательные стороны, интерес к оккультизму — это шаг назад. Ну, примерно, как интерес к национализму, крови и почве вместо космополитизма, интернационализма, открытости и так далее. Да, переходные эпохи, да, трудные времена — они приводят обычно к некоторой деградации.

Понимаете, Русская революция дала вспышку модерна, но давайте не забывать, что эта вспышка модерна имела быть перед, в предреволюционной ситуации. А в семнадцатом, восемнадцатом, двадцатом годах с великим искусством обстояло трудно. Так же собственно, как и с…