Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы вы назвать лучшие русскоязычные рассказы XXI века?

Дмитрий Быков
>250

Знаете, в чем главная проблема XXI века? Что большинство новеллистов переквалифицировались в романисты. Пелевин в XXI веке почти не пишет рассказов, хотя они у него всегда очень хорошо получались. Сорокин напечатал несколько, из них лучшие, на мой взгляд — это «Белая лошадь с черным глазом» (это, по-моему, просто гениальный рассказ) и «Красная пирамида» рассказ неплохой.

Но все остальные пишут романы. Вот прекрасные рассказы в 90-е были у Лео Каганова — сейчас он рассказов не пишет. Замечательные рассказы были у Лукьяненко — сейчас он, по-моему, рассказов не пишет. Во всяком случае, я их давно не встречал. Лучшие новеллисты либо пишут миниатюры, как Денис Драгунский… Мне трудно выделить у Драгунского какой-то один рассказ. Ну, может быть, что-нибудь из «Обманщиков», из новой книги. Там есть рассказы побольше, помасштабнее, но совершенно блестящие.

Петрушевская — вот тоже. Понимаете, лучший новеллист 90-х — многие считают, что и 80-х, но прежде всего 90-х. «Гигиена» и «Новые робинзоны». Хотя «Смотровая площадка» чуть пораньше. «Смысл жизни» тоже пораньше. Но и Петрушевская в основном пишет или романы (говорят, у нее сейчас будет новый роман), или эссе, или сказки. Но собственно рассказов, рассказов такого класса, как «Смотровая площадка», я у нее больше не видел, потому что это больше не ее жанр.

Токарева первоклассный новеллист. Опять-таки, ее главные новеллы написаны в ХХ веке. Как-то мне кажется, что глянец заставляет… Татьяна Толстая, которая в 1982-1984 годах была выдающимся новеллистом, но больше рассказов не пишет.

Такой отход от жанра знаете с чем связан? Рассказ — законченная вещь, фабульная. Ну, новелла. В ней должна быть пуанта. Сейчас такое бесструктурное время — только романы писать, рОманы. Это очень печально. Я не знаю сейчас хороших новеллистов. Кроме этого рассказа Сорокина и, может быть, одного рассказа Токаревой, как-то не на чем взгляду отдохнуть.

Горчев? Говорить о рассказах Горчева… Горчев писал тексты другой природы. Мне трудно назвать у него какой-то абсолютно идеальный рассказ. Ну, может быть, «Младенец» у Горчева я бы назвал.

Потому что рассказ требует, чтобы время заканчивалось, а современное российское время как-то заканчиваться не желает. Более того, оно оформляется, оформляется, но никак не оформится до конца. Я сильно боюсь, что опять проклятая аморфность нам помешает, и мы опять не доживем до химически чистого ада. Но есть надежда, что будет полный «наконец». Пушкин остается нашим всем.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какое у вас впечатление осталось от «Ледяной трилогии» Владимира Сорокина?

Что касается «Ледяной трилогии» в целом. Мне она представляется крайне эклектичной. И в каком-то смысле это, понимаете, отход назад на позиции такой довольно наивной фэнтези. Я не буду углубляться в эту Теорию мирового льда и вообще в фабулы этого произведения — прежде всего потому, что меня это художественно не убеждает. Мне кажется, что Сорокин — гениальный деконструктор чужих сочинений и, к сожалению, довольно наивный строитель собственных фантазий, вторичных по отношению даже к фантастике семидесятых годов.

Что касается какого-то нового слова в нем, которое, безусловно, было, мне показалось, что оно есть в «Метели». В «Метели» есть новая интонация, такая неожиданно не…

Чьи реинкарнации Борис Акунин, Алексей Иванов, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин?

У меня есть догадки. Но о том, что близко, мы лучше умолчим.

Ходить бывает склизко
По камушкам иным.
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.

Пелевин очень близок к Гоголю — во всяком случае, по главным чертам своего дарования — но инкарнацией его не является. Дело в том, что, понимаете, постсоветская история — она, рискну сказать, в некотором отношении и пострусская. Как правильно сказал тот же Пелевин, вишневый сад выжил в морозах Колымы, но задохнулся, когда не стало кислорода. Вообще в постсоветских временах, он правильно писал, вишня здесь вообще больше не будет расти.

Он правильно почувствовал, что советское было каким-то больным изводом…

Как вы относитесь к рассказам Владимира Сорокина «Фиолетовые лебеди» и «Белый квадрат»?

Ну, «Белый квадрат» — это очень интересный литературный эксперимент, рассказ с параллельной звуковой дорожкой, замечательная история, такая пародия на телепередачу современную, очень точная. Но видите, какое дело? Сорокин был блестящим совершенно пародистом и при этом блестящим прогнозистом, таким экстраполятором, точно прогнозирующим продолжение русской истории. Ну а сейчас она вступила в фазу такого абсурда (это, в общем, принципиальная новизна), что переиродить этого ирода Сорокин уже не способен. «Фиолетовые лебеди» — это уже не пародия, не сатира, не гипербола, а это иллюстрация, иллюстрация к тому, что сейчас происходит в России. Он довольно точно предсказал вот этот весь…

Изменилось ли у вас отношение к героям из вашей книги «Вместо жизни» спустя 20 лет?

К Сокурову изменилось точно, но это потому, что Сокуров снял несколько великих фильмов после нескольких, на мой взгляд, довольно манерных. Я понимаю, что Сокуров – не моя эстетика, но всей своей жизнью и всем своим поведением он показал, что он очень серьезный художник, готовый платить жизнью за свои взгляды и за право снимать, что он хочет. Сокуров оказался серьезнее, чем я предполагал, он оказался талантливее. Он снял несколько фильмов (прежде всего, «Солнце», «Русский ковчег», наверное, и «Фауст», хотя пафос его мне не нравится – пафос фильма, в котором Фауст еще хуже Мефистофеля), которые мне очень понравились, в отличие, скажем, от «Спаси и сохрани», которое мне не понравилось…

Большой ли автор Владимир Сорокин? Как вы оцениваете его книгу «Наследие»?

Сорокин, безусловно, большой автор, причем не благодаря своим очень талантливым и очень смешным пародиям на соцреализм, не благодаря своим стилизациям под Платонова и Толстого, которые ему не очень хорошо удаются, а благодаря своим иррациональным фантастическим рассказам – таким, как «Красная пирамида», «Черная лошадь с белым глазом», «Фиолетовые лебеди». При этом он очень точный социальный диагност и прогнозист. Но для того, чтобы написать «День опричника», не надо быть великим писателем. Достаточно посмотреть, что делается и прочитать «Князя Серебряного». Последнюю точку в разговоре о современном авторе ставить нельзя, но он первоклассный писатель. Лучшей из его вещей мне кажется…