Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы вы назвать лучшие русскоязычные произведения о кризисе среднего возраста?

Дмитрий Быков
>250

Видите ли, проблемы кризиса среднего возраста в XIX веке не было. Была проблема лишнего человека. Можно сказать, что, например, «Обрыв» — самая толстая, самая фундаментальная и самая искренняя, аутентичная книга о кризисе среднего возраста. То, что переживает Райский, и то, что переживал в это время Гончаров, который был его несколько старше, но типологически очень похож — это, наверное, и есть кризис среднего возраста. Но просто термина такого тогда не было.

Это то, что замечательно сказано у Гандлевского: «Самосуд неожиданной зрелости — это зрелище средней руки». Такая парономазия «зрелости» и «зрелища» — это довольно глубокая мысль. Потому что действительно это зрелищное явление, когда человек начинает кричать: «Мне 35 лет!», и получается такой или «Преждевременный человек» Роома, или калькированная с него «Неоконченная пьеса» Михалкова.

Но мне кажется, что если брать именно советское явление кризиса среднего возраста, то это, как правило, именно кризис нереализованности, кризис дурно растраченных возможностей. Я не думаю, что это общебиологическое явление. Тот же Миша Ефремов всегда говорил: «Кризиса среднего возраста не бывает. У каждого он свой, средний возраст». Бывает недовольство своей жизнью после 40, которое для мыслящего человека естественно. Если человек после 40 считает, что он жил правильно, считайте, что он не жил.

Но если брать именно тексты советской эпохи, которые рисуют нам этот самосуд неожиданной зрелости, думаю, что в первую очередь это Трифонов «Предварительные итоги» (они и есть предварительные), во вторую Аксенов с «Ожогом». И хотя сам Аксенов в разговоре со мной назвал «Ожог» истерической книгой, но иногда истерика — это не самое плохое, что сможет с вами случиться. Если вы честно переосмысливаете свою жизнь, то, знаете, как не впасть в отчаяние.

Наверное, определенные коннотации, определенные отсветы этой темы кризиса среднего возраста есть в сценариях Шпаликова — прежде всего «Прыг-скок, обвалился потолок» и «Все наши дни рождения». Это литература, конечно. Тем более, что как кино это до сих пор так и не состоялось. Это, как определила эту тему Наталья Рязанцева, «как хорошие люди не могут жить ни сами с собой, ни друг с другом». Это, конечно, феномен кризиса среднего возраста, который потом определенным образом, кстати, преломился в советском кино — в позднесоветском кино.

Ну, Вампилов «Утиная охота» — это то же самое, в общем, про это же. Только там герой, по-моему, уже очень омерзительный. Хотя у некоторых он вызывает горячее сочувствие. У Вампилова, я думаю, не вызывал. Зилов — это анти-Вампилов. Созвучие только подчеркивает эту полярность.

В драматургии вообще эта тема хорошо решается. Еще раз говорю: потому что она зрелищная, потому что она театральная. Это вообще очень зрелищно, когда состоятельный, состоявшийся, вроде бы успешный человек начинает публично рвать на себе рубаху. Кризис среднего возраста — это драматургическая вещь, что и подчеркнуто, кстати, фильмом Гарика Сукачева. Это вообще очень театральное явление. Театральное прежде всего потому, что человеку в этот момент нужен собеседник, и он ведет себя театрально. Он действительно рвет рубаху на груди и нуждается в том, чтобы на него смотрели. Ему нужны какие-то бинты общественного внимания.

И стихов довольно много написано на эту тему. Думаю, что вся книга Кушнера «Голос*», в общем, является таким манифестом кризиса среднего возраста. Вообще кризиса страны, если уж говорить серьезно. Это книга абсолютно гражданственной лирики. Хотя там очень мало собственно гражданских стихов. Уже в «Письме» были все приметы кризиса, но это по-настоящему взорвалось в «Голосе». Я помню, я Кушнеру в одной из первых встреч восторженно сказал, какая классная книга «Голос». Он говорит: «Я эту книгу не люблю, она кризисная. Но утешает меня одно: по крайней мере, тогда так никто не писал».

Действительно, «Голос» как-то очень выламывался. Вот здесь звучит голос Кушнера — то, за что мы его любим. Понимаете, голос желчный и довольно ядовитый. Я тут прочел в 10-м номере «Нового мира» кушнеровскую подборку. В общем, юбилейную — она как бы к 85-летию, но какие же там молодые стихи! Какие они ядовитые! Стихотворение про хандру — это как будто в 28 лет написано, когда он начал. Кушнер вообще умудряется… При том, что его считают поэтом счастья, он именно поэт тоски, дурного настроения. Он умеет об этом говорить с иронией, как никто.

Дымок от папиросы
Да ветреный канал,
Чтоб злые наши слезы
Никто не увидал.

Если у вас сейчас кризис среднего возраста, то книга «Голос» и во многих отношениях, конечно, «Таврический сад» вам лягут просто как бальзам на нутро. Ну не бойтесь выкричаться. Это та ситуация, когда надо иногда истерить.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Есть ли в литературе положительные образы бизнесменов? Согласны ли вы с мнением, что русской литературе его нет, так как отсутствует положительный образ русского бизнесмена?

Как раз в России он существует: Соломин в «Нови», там есть ещё Нежданов, хотя он немножко другой. Нежданов как раз к концу жизни приходит к пониманию, что «надо дело делать», а вот его народничество было абсолютной иллюзией. Потом есть этот владелец лесопилки в «Обрыве». Есть во втором томе «Мертвых душ» вполне себе положительный Костанжогло — Левин в нем угадывается, не бизнесмен, а хозяин. И вообще во втором томе «Мертвых душ» есть образы пугающе правильных, преуспевающих хозяев. Настолько пугающих, что не приведи Господь такого положительного героя.

Что касается американской или британской, или французской прозы, то не припоминаю я там, действительно, положительного…

На чью сторону вы бы встали в конфликте Гончарова и Тургенева? Неужели у Гончарова были основания обвинять Тургенева в плагиате?

Да нет, конечно, не было. В конце концов, не такая оригинальная схема — сюжет «Обрыва», чтобы подозревать Тургенева в использовании рассказанного ему когда-то сюжета. Просто у Гончарова — человека с некоторыми душевными патологиями, которые усугублялись к старости, очень сильна была прокрастинация, описанная в «Обломове» им же. Он и роман этот («Обрыв») писал двадцать лет, он ему опротивел, превратился в анахронизм. А Тургенев писал быстро, стремительно написал «Дворянское гнездо», после этого — стремительно «Отцов и детей», да и «Накануне». И у Гончарова, видимо, было такое ощущение, что, пока он вдумчиво работает, Тургенев сшибает какую-то публицистику по верхам, чтобы быть…

Возможно ли, что Иван Гончаров — первый русский постмодернист? Можно ли считать роман о романе в романе в «Обрыве» или разрушение четвертой стены во «Сне Обломова» приемами постмодерна?

Я думаю, что, во-первых, приведенные признаки постмодерна не императивны. Роман в романе — довольно частый прием. Вообще, признак шедевра — это такое его иконическое изображение, автопортрет, камео автора. Микромодель шедевра в шедевре, как, скажем, портрет работы Михайлова в «Анне Карениной», постулирующий новые принципы культуры. Что касается четвертой стены… Ну и господи, роман в романе — «Вор» Леонова,— что это, постмодерн? Нет, конечно. У постмодерна другие признаки. Четвертая стена здесь, на мой взгляд, ни при чем. Это все теоретизирования людей, которые пытаются понять, что такое постмодерн. Постмодерн, несомненно, был. Но постмодерн — это то, что наступает непосредственно…

Является ли Соломин из «Нови» конечным этапом эволюции тургеневского сверхчеловека? Какими ключевыми качествами он обладает?

Слушайте, отношение Тургенева к Соломину — это довольно непростая идея, довольно непростая история. Тургеневский сверхчеловек — он вообще герой довольно противный (Инсаров, например). Тут же вечный вопрос, это дети всегда в школе спрашивают: «А кто собственно главный роман «Накануне»? Как Тургенев относится к Инсарову?» Да плохо он к нему относится. Понимаете, главный герой «Накануне» — Шубин, ну, в каком-то смысле Берсенев. Там Тургенев как бы раздваивается на эти две ипостаси свои: такой немногословный Берсенев и мягкий женственный добрый Шубин. Конечно, Шубин, которого, кстати, играл Юрий Любимов в вахтанговской блистательной инсценировке,— Шубин там наиболее симпатичный герой.…

Не могли бы вы рассказать о советском режиссере Илье Авербахе? Не кажется ли вам, что он несправедливо забыт?

Ну как же Авербах забыт? Во-первых, только что я как раз, виделся с его вдовой — Наталией Борисовной Рязанцевой. И, слава тебе господи, убедился в том, что женщин более умных, лучше владеющих собой, более строгих, более дисциплинированных в каком-то смысле и более прозорливых я просто сейчас не видал. Я могу её сравнить только с Марией Васильевной Розановой. И то, у Марии Васильевны Розановой более хулиганский темперамент. А Рязанцева — это какое-то чудо самообладания.

Конечно, для популяризации Авербаха она делает очень многое, хотя ей приходится таким образом популяризировать себя, потому что два лучших его фильма — «Голос» и «Чужие письма» — сняты по её сценариям, а «Объяснение в…

Почему Гончаров недолюбливал Тургенева? Кто вам из них ближе?

Это душевная болезнь. Гончаров вообще страшно замедленно всё делал, он величайший тормоз в русской литературе — 30 лет писал «Обрыв». Вернее, 20 лет писал, а 10 лет придумывал. Идея, что в «Дворянском гнезде» использованы куски недописанного «Обрыва»… Там использованы штампы русской усадебной прозы, одни и те же. Кто у кого украл? Вечная гончаровская уверенность, что все его не любят, что все ему завидуют, что все у него украдут сюжеты. Он был человеком не совсем душевно адекватным. Он был здоров, конечно, интеллект у него не был затронут, но у него были очень сильные неврозы. И один невроз, этот литератор с полными губами и застывшим взглядом серым (помните, в конце «Обломова») — это автопортрет. Он…