Однажды я проводил семинар со своими студентами, и я говорил о том, что такое поэтика страшного и как действительно у Капоте это иррационально страшное похоже на «Красную пирамиду». Я говорил в основном о «Мириам», но, конечно, и «Дерево ночи» с его иррациональным ужасом совпадет с «Красной пирамидой». Я считаю «Красную пирамиду» одним из самых сильных и самых удачных рассказов Сорокина прежде всего потому, что в нем помимо приемов, помимо традиционной работы с советскими штампами, гениально раскрыто ощущение иррационального подспудного ужаса, который царит в советской реальности.
Да и в любой реальности, собственно говоря. Вот этот страшный человек без выражения, как бы знающий все, этот архангел, который сидит на остановке пустой, на пустой станции подмосковной электрички,― это именно чувство того подземного, хтонического иррационального ужаса, которым наша жизнь окружена. И, конечно, Ленин, который запустил Пирамиду красного рева,― это само по себе не страшно; это страшно, когда это раздается на пустой станции. Этот антураж прописан очень здорово. Вообще у Сорокина замечательное чувство инфернального. Он вполне готический автор. В отличие, скажем, от Мамлеева, у которого, все-таки, в мире всегда есть рациональная, здоровая основа. А вот у Сорокина нет, у Сорокина мир проваливается в какую-то ядовитую бездну.