Многие спрашивают, что я в нем нашел. Я помню, что Каннингем, когда к нам приезжал и был у нас на «СитиФМ», сказал: «Да ну Капоте! Кружевные занавесочки на окнах американского романа». Но я люблю эти кружевные занавесочки. Да и потом, что там особенно видно-то, за окнами американского романа? Если бы не Капоте, то человеческое, загнанное и жалкое человеческое не звучало с такой пронзительной силой. Можно по-разному к нему относиться; я знаю людей, которые терпеть не могут «Другие голоса, другие комнаты». Я знаю людей, которые к «Летнему круизу» относятся очень скептически (не зря он его не печатал). Знаю даже людей, которым «In Cold Blood» кажется отвратительной книгой. Мне один замечательный американец, историк литературы, как-то сказал: «Мне готики в жизни хватает, а чего еще внушать мне, что мир ужасен? Со стороны писателя это даже неблагородно».
Но для меня, конечно, Капоте – это прежде всего музыка. «Луговая арфа» – вне конкуренции. «Музыка хамелеонов», особенно рассказ «Мохаве». Ну и про «Handcarves Coffins». Это великий текст абсолютно.
Я думаю, что умение Капоте начинать заново, писать совершенно по-новому дорогого стоит. Он умел возрождаться. Вот он исчерпался к 1958 году – написал «In Cold Blood», исчерпался к 1972 году – написал «Музыку для хамелеонов». И я уверен, в 1984 году, если бы он не помер, новый скачок был бы нам обеспечен. С высокой долей вероятности, это была бы не документальная проза, а фэнтези. Потому что поэтическое, страшное, таинственное, – все это ему в высшей степени знакомо. Все это у него получилось. Южная готика – это не просто так.