Видите ли, существует довольно долгая традиция восприятия Хармса в одном контексте с Кафкой. У меня есть такая большая лекция о том, что Хармс — это русский Кафка. Да, действительно, сновидческие принципы у них общие. Да вот, собственно, в одной работе Ирины Лукьяновой как раз рассматривается эта идея о том, что главная черта кошмара — это неясность в главном и детализация в частном. И действительно, детали у Хармса и у Кафки всегда очень точны, а целое абсурдно, непонятно и загадочно. Вот эта таинственность повседневного быта, таинственность всех причин и мотивов при дикой наглядности и узнаваемости деталей. Как правило унизительных, как правило, чудовищных. Это все, конечно, Хармс и Кафка. Это все, конечно, мир страшного сна, прежде всего потому, что в нем какая-то абсурдная логика, но ведь, собственно, мир террора тоже абсурден по определению. Поэтому в терроре, в театре абсурда, во сне всегда общие сюжеты и примеры.
Литература
Насколько правомерно рассматривать мироощущение Хармса как мир чарующих и не всегда понятных сновидений?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев