Нет… Тут, понимаете, вы верно описываете картину, но на самом деле корни её другие. Эпохе модерна любого всегда сопутствует и всегда после нее приходит такая ретардация — замедление, перестроение. В общем, эпоха реакции неизбежной. Неизбежной, как Трамп после Обамы. Всякий модернистский прорыв заканчивается на том, что приходят истребители его. Всякая эпоха модерна кончается либо эпохой мировых войн, либо эпохой ликующей архаики фашистской. Ну, то есть это неизбежная реакция на прорыв — компенсация. И, в результате, великие идеи модерна падают вот на такую почву, поселяются в умах ликующих обывателей.
Ницшеанский сверхчеловек с белокурой бестией фашизма не имеет никаких сходств. Это совершенно другое явление. Но сверхчеловеками себя в результате объявляют господа Этермоны, вот персонажи набоковского «Бэнд Синистер». Там Игнатий Скотома и прочее. Такие скоты с котомками. Вот если вдуматься в этимологию этой фамилии. И это вовсе не презрение к массе во мне говорит. Нам же всем пытаются навешать это презрение. Никакого презрения здесь нет. Есть просто ощущение, что технологии и идеи модерна, они удивительно легко заражают обывателя. Они очень для него легки и приятны. Он легко воображает себя творческой личностью, которой все позволено.
Хотя и творческой-то личности позволено не все, а уж мещанин вообще должен смиренно понимать свое место. Нет, он хочет быть диктатором. Великим диктатором. И, в результате, идеями модерна начинают оперировать постмодернисты, потому что постмодерн для меня — это и есть ситуация, когда трэшевые жанры, мусорные жанры, начинают осваивать модернистские технологии. Мы это проходили много раз на протяжении нашей истории, но наиболее наглядно это совершалось, конечно, в 30-е в СССР отчасти, потому что здесь модернизм сохранялся хотя бы как идея.
Ну, и у Гитлера, конечно, потому что Гитлер пользуется идеями сверхчеловечности, пользуется идеями Ницше, хотя трудно себе представить что-то более далекое от Ницше, что-то более примитивное, что-то более противоположное ему по самому психическому строю. Ответственен ли за это Ницше? Ну, наверное, да. В какой-то степени ответственен, потому что, ну, что делать, если даже подростка, как говорил Шекли, очень легко соблазнить стилистикой Заратустры. Но все-таки Ницше — это для взрослых людей.