У порядочного человека может же быть сифилис? Наверное, да, может. Это болезнь духа, которая проходит, она излечима. Смерть — профессиональная болезнь человека, как сказал один мудрый автор, да чего там говорить, Лимонов это сказал. Как обугленная пыль в легких — это профессиональная болезнь шахтера. Точно так же у человеческого духа есть свои профессиональные болезни. Видимо, на пути формирования, скажем, Томаса Манна период агрессивного национализма был неизбежен. Вот вам, пожалуйста, его работы 1914-1918 годов, которые суммировались в «Рассуждениях аполитичного»,— книгу, о которой Михаил Успенский справедливо говорил, что «такими страницами Геббельс бы обрыдался от зависти». Я уж не говорю о том, что сам Никита Елисеев, автор перевода этой книги, признает ее чрезвычайно убедительным, очень убедительным свидетельством, тоже контагиозным свидетельством того, что человеческому духу присущи такие болезни. Но из этой болезни он выходит окрепшим. Наверное, каждая нация должна пройти через соблазны ку-клукс-клана, например, линчевания, например. Это ужасно, «горе тем, через кого они приходят, но им нельзя не прийти»,— как говорит нам Библия. Это болезнь человеческого духа на путях его роста, на пути его изменений. Наверное, и нынешняя Россия — это болезнь на пути какого-то позитивного изменения. И, наверное, Юлиан Отступник был необходим христианству, чтобы укрепиться в это время.
У меня есть ощущение, что нынешний этап российской истории, нынешний этап российского общества — это затянувшаяся болезнь. Тем более, что врачей гонят с порога и пытаются их как-то обездвижить. Это такой Арканар. Арканар может тянуться веками. Шостакович любил повторять (это свидетельство Мазеля): «Темные века. Вы понимаете — века!» Да, века. Но тем не менее, человечеству они нужны для того, чтобы больше к этим соблазнам не возвращаться.