Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Кого из писателей можно назвать наследниками Уильяма Стайрона?

Дмитрий Быков
>250

Стайрон – один из моих любимых писателей, безусловно. Но кого я мог бы назвать его наследником? У Стайрона был такой прием рассказывать историю дважды, поворачивая ее с разных концов, открывая все больше секретов, все больше скелетов в шкафу. Прием, в общем, один. Так написан «И поджег этот дом», так написан «Выбор Софи», ну и думаю, что и «Признания Ната Тернера» тоже постепенно снимают разные слои с истории. Кстати говоря, первый его роман «Сойди во тьму» я прочитал недавно – скучно. Я боюсь, что он выписался к концу. Но самое лучшее – это, конечно, «И поджег этот дом». Это просто действительно высокая литература. И гениально придуманный сюжет, и герой омерзительный (Мэйсон), и изумительный Касс Кинсолвинг, которого я так люблю. И его жена прелестная.

Знаете, наверное, у Стайрона не может быть наследника, потому что это как нельзя имитировать душевную болезнь. У него она была, он был склонен к депрессии, и самая утешительная книга в депрессии, в дурном настроении, упадке духа – это, конечно, «Darkness Visible», «Зримая тьма». Просто для того, чтобы имитировать (даже не скажу имитировать, а понимать, воспроизводить) стиль Стайрона, надо иметь те же проблемы. И он видит мир с двух сторон: с изнанки и с лица.

Обнявший, как поэт в работе,

Что в жизни порознь видно двум…

У него есть депрессивный взгляд на вещи, когда он видит подлинность и отчаяние. А есть примиренный, нормальный, когда жить можно. Условно говоря, взгляд с похмелья и взгляд, когда  ты завязал. Поэтому я думаю, что у Стайрона в современном мире если и  будет где-то наследник, то не в Америке. В Америке как-то люди научились владеть собой. Не знаю, с помощью ли психологов, с помощью ли медикаментов. А может быть, американская жизнь стала такой, что не предполагает раздвоения. Может быть, подсознание нации активизируется, когда пойдет борьба вокруг Трампа. Пока что-то роковое не очень ощущается в воздухе, но оно, безусловно, есть. Может быть, конфликт севера и юга, конфликт интеллектуалов и реднеков немножко сгладился. Тогда это была очень биполярная нация, а Стайрон это прекрасно выражал. Выражал это и Фолкнер, вообще говоря.

Но у меня есть подозрение, что это перестало быть важным. Поэтому наследники Стайрона живут сегодня в России. Я не знаю, кто мог бы таким писателем. Ведь это же нужно, с одной стороны, сохранять в себе ад. «Держи ум во аде и не отчаивайся», понимать историю Софи Завистовской. А с другой стороны, как-то жить в Америке 1947 года. Это очень трудно. Я думаю, что такие писатели в России есть, но они пока о себе не заявили. Вот в Днепре точно есть писатель с таким потенциалом – это Глеб Гаркуша, который у меня в семинаре, мы придумали роман, я этот роман на него повесил, он его пишет. Это роман блистательный. Он ученик Стайрона в том смысле, что он видит страшную изнанку мира, страшную подкладку вещей и умеет весело и спокойно об этом говорить. Гаркуша еще очень молодой человек, и бог его знает, что из него выйдет. Я не хочу его захваливать. Но его роман, который он мне присылает по главе, – это большой кайф, конечно. Настоящий большой поэт.

Если смотреть из состоявшихся авторов. Понимаете, Стайрон – южанин, в нем сидит страшная сила юга, настоящая мощь. Изобразительная, живописная, которая есть у Капоте, в частности. Стайрон же сказал: «У Трумэна фраза звенит, а у меня не звенит». Но Стайрон писатель не хуже. Другое дело, для того чтобы писать как Стайрон, надо страдать как Стайрон. А многие ли люди сегодня на это готовы? Наверное, какие-то потенции так писать были бы у кого-то из переводчиков хорошей американской прозы, но сейчас не знаю кто. Во всяком случае, не Поляринов. Он талантливый, но учился у других учителей. Может быть, Денис Захаров, посмотрим.

Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
11 месяцев назад
Почему меня так разочаровала книга «Выбор Софи» Уильяма Стайрона? Какие идеи в ней заложены?

Ни один роман Стайрона невозможно свести к, условно говоря, короткой и примитивной мысли. Но если брать шире, «Выбор Софи» – это роман о том, что человечество после Второй мировой войны существует как бы посмертно, как и Софи Завистовская. Этот проект окончен, он оказался неудачным. И причина депрессии, которая накрыла Стайрона после этого романа (он же ничего, собственно, ничего и  не написал дальше, кроме трех повестей об охоте, о детстве), была в том, что дальше ехать некуда. Это был такой исторический приговор.

Понимаете, очень немногие отваживались вслух сказать, что после Второй мировой войны не только Германия, но и человечество в целом как-то окончательно надорвалось. Я…

11 месяцев назад
Есть ли нехудожественные произведения, которые нужно изучить, чтобы лучше понимать природу творчества?

Обычно рекомендуют «Золотую розу» Паустовского как самое легкое чтение, но я бы так не сказал все-таки. Хотя это убедительно и довольно полезно. Все-таки Паустовский был честный писатель, и он увлекательно рассказывал о процессе рождения замысла. Мне кажется, что и Солженицына интересно почитать, «Бодался теленок с дубом» — как формируется мировоззрение, и вот эти «ловимые» дни, когда приходят мысли, образы. И «Литературная коллекция» его. Он довольно подробно пишет о психологии творчества, о творческом процессе,— и это, может быть, самое увлекательное, что у него есть. Ну и очень полезно почитать переписку крупных авторов. Для меня дневники Чивера были в своем время совершенно настольным…

1 год назад
Какие произведения Рюноскэ Акутагавы вы любите?

  «Нос». Я давал американским студентам «Нос» в рамках гоголевского курса. И я попросил их проанализировать «Нос» с разных точек зрения – фрейдистской, лирической. Какая-то shape, какая-то грань личности вас покидает, бывает же такое? И вот мальчик, который сравнил гоголевский рассказ с рассказом Акутагавы, блистательный сделал доклад. Ну как мальчик, ему тридцатник полновесный. У меня студенты разновозрастные, пестрая группа. Так вот, он сделал замечательный доклад о том, что вещь, которая нас тяготит; порок, от которого мы пытаемся избавиться, может быть самым прямым, самым точным выражением нашего «Я». И наверное, это лучшее, что вы можете дать миру. А вы пытаетесь с этим бороться и…

1 год назад
О чем рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще»? Неужели о том, что человек не способен докопаться до истины?

Для меня, кстати, огромным шоком было, когда я читал ЖЖ дочери, и там в списке любимых авторов увидел Клейста и Акутагаву. Вот Женька ― веселый, спокойный, жизнерадостный человек, поэтому она, собственно, и работает как клинический психолог с людьми, которые не особо коммуникабельны, но в ее присутствии как-то утихомириваются. Аутисты всякие, дети, у которых проблемы с алексией или аграфией. И вот они ее слушаются. И вдруг у нее два таких депрессивных автора в любимцам. Видимо, действительно Акутагава несет в себе какую-то очень существенную психотерапевтическую функцию. Потому что как бы он там побывал до нас ― в отчаянии, в самой глубокой депрессии. Он же такой японский Кафка. И он сумел как-то…

1 год назад
Какую роль играет сюжетная линия Ди Лието в книге «И поджег этот дом» Стайрона, который постоянно попадает в аварии? Каким писательским талантом нужно обладать, чтобы написать «Уйди во тьму» в 26 лет?

«Lie Down in Darkness» — мне кажется, как раз классический роман очень молодого автора, и Стайрон там ещё так претенциозен и многословен, и похож немножко на героя «Выбора Софи» — на начинающего писателя, который затеял амбициозную книгу, где, как всегда, дебютант надеется дать ответ на все мировые вопросы. Если говорить о «Set This House on Fire», то есть, как он у нас называется в блистательном голышевском переводе — «И поджег этот дом», мне представляется, что Ди Лието — он не символ абсурда. Там это такой, честно говоря, чудак, мягко сказать, который постоянно попадает в автокатастрофы (вообще, во все катастрофы), ломает ключицу там в начале уже, один глаз у него. И в финале, когда вот после всех…

2 года назад
Почему Софи из романа Уильяма Стайрона «Выбор Софи» не попыталась найти сына, а смирилась с его смертью?

Я не берусь судить, потому что книга эта написана о людях, как вам сказать, не вполне сохранившихся, не вполне сохранивших себя. И они не могли себя сохранить. Какое там искать? Она могла бы, наверное, искать, но для Стайрона важно показать, что они все полулюди, что у них отрублена часть ума, часть памяти, часть жизни. Что это люди уже без сердца, что это люди уже доживающие.

Кстати, у Зингера в книге «Враги. История любви» примерно та же история, но только у Стайрона, мне кажется, она жесточе рассказана, потому что он там срывает слой за слоем с этой истории. Вы обратите внимание, что фильм Пакулы — не роман Стайрона, а именно пакуловский фильм — последнее время многими цитируется: Чухраем в…

2 года назад
Какие были ваши первые ощущения после прочтения «Псалма» Фридриха Горенштейна?

Эта книга может казаться лучшей, но… «Псалом» мне кажется великолепной вещью, великолепный размышлением над… Ну, он называется «Роман-размышление о четырёх казнях Господних», но на самом деле это о проклятиях человечества, о тех родимых пятнах, о тех несводимых пятнах греха, которые оно несёт на себе. Но я бы советовал вам прочесть «Искупление». Мне кажется, вот это — лучше из того, что написал Горенштейн. Во всяком случае на меня оно как-то сильнее всего подействовало и, рискну сказать, повлияло. Кроме того, конечно, «Место», хотя бы третью и четвёртую книгу. Конечно, я думаю, «Попутчиков».

А потом, сейчас, знаете, такое вот несколько нестандартное, необычное «Избранное»…

2 года назад
Что вы думаете о романе «И поджёг этот дом» Уильяма Стайрона? Вы правда находите его гениальным?

Да, нахожу действительно. Я вообще считаю, что главный приём Стайрона (то есть рассказывание истории с разных точек зрения), позаимствованный им отчасти, конечно, у Коллинза,— это приём очень креативный, когда история рассказывается так, сяк и ещё вот так, и с неё снимаются разные слои. Но вообще роман «И поджёг этот дом» — это роман очень непростой. Это роман, который, казалось бы, рассказывает о развратнике и, в общем, совершенно отвратительном типе, но на самом деле главный герой романа, конечно, не Мейсон, а главный герой романа — Касс Кинсовинг. И интересно не то, что происходит с развратником, а то, что происходит с человеком, который склонен оправдывать себя чужой мерзостью. На фоне…