Меньше читай, больше общайся с родителями, тогда тебе будет хватать внимания и воспитания. А если по каким-то причинам нет такого, ну что же, «Республика ШКИД» — неплохая книга для понимания жизни. Это, понимаете, к вопросу, я же много говорил о том, что этот миф о рождении мертвого ребенка, устойчивый вариант русской революционной литературы, это есть и в «Тихом Доне», и в «Цементе», страшно сказать, спасибо Эдельштейну, он мне это указал, и в «Хождении по мукам», это указал Эткинд. Ну, много таких вещей.
На это литература отвечает утопией коллективного воспитания: если любовникам, условно говоря, России и революции, России и интеллигенту по разным причинам не нужен этот ребенок, то есть возможность его как-то коллективно воспитать. И отсюда появляются тексты об утопии коллективного воспитания, очень важные. У ребенка этого есть альтернатива, он не обязательно умирает — он попадает к Макаренко в «Педагогическую поэму», к Сороке-Росинскому, Викниксору в Республику ШКИД, или он попадает к Стругацким в интернат — оптимальный вариант.
Вообще Викниксор с его практикой моральных потрясений, он проводит детей через моральные испытания, он вполне соответствует названию своей ШКИДы, Школы имени Достоевского. Это школа, которая практикует именно влияние Достоевского, только не философское, а практическое, психологическое. «ШКИДа» — это гениальная повесть, и если знать реальную судьбу Черных, который под псевдонимом Белых её написал, и Пантелеева, то это, пожалуй, одна из самых потрясающих историй XX века.