Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы оцениваете творчество Торнтона Уайлдера? Что вы думаете о его романе «Теофил Норт»?

Дмитрий Быков
>250

Уайлдер на фоне американской литературы выглядит счастливым исключением, потому что американский писатель должен метаться, испытывать творческий кризис и очень много пить, и в идеале кончать с собой. Хемингуэй и Фолкнер — они заложили такую матрицу американского романа XX века. И на этом фоне Уайлдер всегда воспринимается немножечко — ну, как бы это так сформулировать?— как пай-мальчик, как мальчик из хорошей семьи. Это, конечно, глубочайшая ошибка.

Ведь проблема-то в том, что Уайлдер получил блестящее образование, учился в Принстоне, преподавал сравнительную историю литературы, воспитан на Генри Джеймсе, который был его любимым писателем и (прав, наверное, Алексей Зверев) его литературным отцом, таким несостоявшимся. Они не были знакомы, но он всему у него научился. А, как известно, Джек Лондон, читая Генри Джеймса, на шестнадцатой странице запустил книгой в стену и сказал: «Кто, черт возьми, мне объяснит, о чем здесь вообще говорится?!» Ну, паутина, плетение словес. Но Уайлдер отличается выгодно тем, что он берет все-таки серьезные, великие темы. В отличие от Генри Джеймса, который действительно напоминает такое иногда дамское вышивание, Уайлдер подходит к основным проблемам XX века, но подходит со своей позиции — с позиции тонко чувствующего интеллектуала.

У Уайлдера две проблемы… ну, три, я думаю, три стержневых. Хотя прав совершенно Зверев, что это все вариации на одну тему. И об этом многие, кстати, писали применительно к нему. Засурский, в частности, в своих лекциях об этом говорил, что все это одна проблема — проблема роли человека в судьбе, проблема способности человека влиять на предназначение.

Самый знаменитый роман Уайлдера — конечно, «Мартовские иды», ну, благодаря гениальному переводу голышевскому и благодаря действительно невероятному обаянию главного героя. Там Цезарь сделан великолепно. Вопрос, конечно… «Мартовские иды» — они написаны преимущественно о Цезаре, а не о Катулле, не о Клодии Пульхре, не о любви, не о Клеопатре. Это история такого стоицизма человека, колоссально опережающего свое время, история о том, как человеку в этом времени жить. И возможно ли действительно среди предрассудков, глупостей, пещерных самолюбий сохранить здравомыслие? Там многие мысли, высказанные Цезарем,— это задушевнейшие, любимейшие мысли Уайлдера.

Знаете, как раз в Штатах были ещё два великих режиссера — Уайлдер и Уайлер, которых всегда есть огромный соблазн спутать. Так вот, Уайлдер, как мне представляется, в литературе и Уайлдер в кинематографе — это два таких оплота здравого смысла, понимаете, такого морализма, если угодно, немного наивного, но все-таки очень в XX веке актуального. И Торнтон Уайлдер — он как раз с точки зрения этого здравого смысла и пишет своего Цезаря, который сохраняет в бурях мира колоссальное спокойствие, самоотречение, независимость. И, даже став ненадолго пленником любви и увидев измену Клеопатры, оказавшись её свидетелем, он с достоинством умудряется из этого выйти, хотя до этого там его… Помните гомерически смешное письмо влюбленного Цезаря, как он себе в лысину втирает этот состав, который она ему прислал, и из-за этого лысина приобретает болезненно красный цвет? Но это короткое заблуждение. В принципе, оставаться одному среди бурь века. Вот это такая программа, которой Уайлдер до известной степени следовал сам.

Вторая проблема, связанная прежде всего с «Каббалой» и с «Мостом короля Людовика Святого» («Каббала» в меньшей степени, «Мост» — в большей),— это роль случайности в истории и наличие предопределений. Вот в «Мосте короля Людовика Святого» (это такая перуанская история) на мосту, который внезапно оборвался, гибнут главные герои, семеро. И монах, который сожжен потом за ересь именно потому, что он пытается разглядеть Божье провидение, он в их совершенно разных судьбах отслеживает общую тему — что они все погибли на пике своей судьбы, что каждый из них, этого не сознавая, в этот момент достиг высшей точки, и Господь его забрал совершенно осмысленно.

Вот очень странно, что при всем своем рационализме Уайлдер — глубоко религиозный писатель. Он верит в то, что Бог забирает человека, когда нужно. И, кстати говоря, сама судьба Уайлдера, мне кажется, очень наглядно иллюстрирует, что все-таки, наверное, как-то Господь реагирует. Уайлдер, который прожил 78 лет и умер во сне смертью праведника, который воевал в двух мировых войнах, в обеих войнах, насколько я помню, в береговой охране, и воевал исключительно смело и уцелел, которого Бог так хранил. Наверное, хранил потому, что Уайлдер все время соблюдал какие-то довольно простые заповеди. Он очень нравственный и ясный человек.

И вот третья тема — это то, в какой степени человек сам способен определять свою судьбу. Это тема «Дня восьмого» и «Теофила Норта». Я не буду пересказывать «День восьмой». Это довольно такой напряженный роман. Там имеет место неправедное обвинение, таинственное освобождение из-под стражи, когда семеро входит в вагон и освобождают героя, и он бежит и дальше таинственно гибнет по совершенно другой логике.

В «Дне восьмом» концепция какая? Она немножко, как ни странно (удаленные вещи пересекаются), она немножко пересекается с горьковской «Исповедью», с идеей богостроительства. Концепция «Дня восьмого» (Ольга Гудкова, такая есть русская, которая как раз её высказывает), она состоит в том, что творение не закончено, Бог продолжает творить мир. В день седьмой, когда был создан человек и Господь отдохнул от трудов своих, и сказал, что это хорошо, человек только начал по-настоящему участвовать в сотворении мира.

И вот роль Уайлдера в американской литературе и философии очень позитивная. Он правильно сказал, что задача человека — быть не просто орудием, а союзником Бога, и продолжать по мере сил вмешиваться в ситуации, вмешиваться в мир и участвовать в его творении, естественно, на стороне добра, потому что нравственный компас нам дан. «Вот Бог, безусловно, существует».

Я думаю, что Уайлдер находился даже в довольно непосредственном, в постоянном богообщении. И это богообщение было его таким, можно сказать, вторым Я, его постоянной подоплекой, постоянным поиском и постоянной радостью его. Он чувствовал, что он находится на правильной стороне и что он слышит Бога. Но слышать мало, надо участвовать. И вот эта позитивистская такая программа участия в Божьем строительстве, программа Дня восьмого — она наиболее полно реализована в «Теофиле Норте».

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к творчеству Олдоса Хаксли? Зачем он принимал ЛСД?

Оценить его творчество Хаксли в полном объеме у меня не было возможности. Потому что Хаксли –  это очень умный писатель. Это высокий интеллектуал par excellence, серьезный философ, как и Берджесс, хорош ориентирующийся в музыке, в законах композиции, большой знаток современной ему философии.

Хаксли всегда казался мне не по зубам. «О дивный новый мир» я, естественно, читал. «Контрапункт» я не смог читать именно потому, что моих познаний для этого недостаточно, я это очень быстро понял. Говорят, у него есть еще замечательная книга о том, как он боролся с близорукостью. Возможно, когда-нибудь мне придется это делать, и тогда я эту книгу прочту. Но пока, слава богу, у меня такой…

Как вы относитесь к двум американским авторам — Генри Джеймсу и Эдит Уортон?

Видите ли, насчет Генри Джеймса я готов признать скорее бедность своего вкуса и какую-то неразвитость. Но боюсь, что я мог бы повторить суждение Джека Лондона: «Черт побери, кто бы мне объяснил, что здесь происходит?!» — когда он отшвырнул книгу, не дочитавши десятую страницу, и бросил её прямо в стену.

Генри Джеймс написал, на мой взгляд, одно гениальное произведение. Легко догадаться, что это повесть «Поворот винта». Это первое произведение с так называемым ненадежным рассказчиком, где мы, воспринимая события глазами безумной, по мнению автора, гувернантки, готовы уже заподозрить существование призраков. Я должен вам признаться, что я стою на стороне и вообще на точке…

Можно ли считать «Майора Звягина» Веллера нашим ответом Торнтону Уайлдеру?

Наверное, можно, потому что Уайлдер — один из любимых писателей Веллера. Но дело в том, что «Майор Звягин» — книга провокативная, такая довольно рискованная. Звягин часто совершает преступления, чтобы творить добро, он делает добро из зла. И Веллер скорее ставит вопрос.

«Теофил Норт» Уайлдера (я помню, когда это появилось в «Иностранке», об этом романе очень много говорили) — это прежде всего плутовская и веселая книга. Ну, едет человек куда глаза глядят в машине. (Считается, что у Уайлдера был брат-близнец, который погиб в младенчестве. Это как бы попытка написать его биографию. Но некоторые черты своей жизни, своей судьбы Уайлдер ему отдал, там тоже служба в береговой охране.) Вот он…

Не кажется ли вам, что Торнтон Уайлдер большой демагог? Как вы относитесь к роману «Мартовские иды»?

Ну почему же он демагог? Я думаю, демагогическая вещь только одна — «День восьмой». И то, там демагогия вся в репликах нескольких персонажей, а сама история очень интересная, особенно когда узнаёшь, что на самом деле случилось с героем. Мне кажется, что и «Мост короля Людовика Святого», и «Теофил Норт» — это прекрасные произведения. И «Наш городок» — замечательная пьеса. Нет, он хороший писатель. Только у него, понимаете, температура 36,6 всё время — он очень нормальный и очень здоровый человек. «Мартовские иды» из его книг, наверное, самая напряжённая и драматичная, поскольку наиболее автобиографичная (всё-таки, конечно, Цезарь — это автопортрет).

Но видите ли, в чём штука?…

Остается ли творчество Александра Грина главным антидепрессантом нашего времени? Не могли бы вы порекомендовать похожих писателей, вдохновляющих в безрадостный период?

Я перечитал один рассказ Александра Грина. Есть хороший сборник «Психологические новеллы» 1988 года, куда отобраны не самые фантастические, а самые символистские произведения Грина. Он сам называл себя не фантастом, а символистом. Туда отобраны самые парадоксальные тексты, типа «Брака Августа Эсборна». И вот там есть такой рассказ, совершенно я его не помнил. Может быть, я его не читал вовсе. «Элда и Анготэя». Этот рассказ меня потряс абсолютно, меня глубоко перепахал. Я мог бы в порядке эксперимента рассказать его завязку, чтобы посмотреть, как вы будете его продолжать.

Значит, у Грина есть гениальные рассказы, гениальные завязки, которые слабо развязаны. Самый канонический…

Не могли бы вы рассмотреть повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя с точки зрения событий в Израиле?

Да знаете, не только в Израиле. Во всем мире очень своевременна мысль о величии замысла и об акулах, которые обгладывают любую вашу победу. Это касается не только Израиля. И если бы универсального, библейского, всечеловеческого значения не имела эта повесть Хемингуэя, она бы Нобеля не получила. Она не вызвала бы такого восторга.

Понимаете, какая вещь? «Старик и море» написан в минуты, когда Хемингуэй переживал последний всплеск гениальности. Все остальное, что он делал в это время, не годилось никуда. «Острова в океане», которые так любила Новодворская, – это все-таки повторение пройденного. Вещь получилась несбалансированной и незавершенной. Ее посмертно издали, там есть…