Только в одном отношении – в умении выстроить сюжет новеллы, в умении написать новеллу. Ну и в том, что оба знали долгие периоды лузерства, нищеты, непонимания. Оба посидели (хотя и недолго). Грина вообще к смертной казни хотели приговорить, но, слава богу, передумали. У него ведь эсеровское было прошлое, боевое. Вообще, Грин был человеком бурной жизни. В жену стрелял, во вторую. Или в первую, не помню. Как ни относись к О. Генри (а я его очень высоко ценю как великого утешителя, как любимого сентиментального автора), Грин, конечно, гораздо глубже и трагичнее. Грин был гениальный писатель, про О. Генри я этого не скажу при всем желании. Изобразительная сила, невероятная острота сюжета, упоение при описании невероятно упоительных мест, будь то трактир или корабельный кубрик, или просто берег. Знаете, назвать рассказ «На облачном берегу» – это уже значит быть гением. Все, кто слушают «Одина», знают об однообразии моих пристрастий (ну не могу же я врать, выдумать себе новые пристрастия): «Синий каскад Теллури» – это заголовок, от которого не оторвешься. Уже этот рассказ будешь читать, уже понимаешь, что там – концентрат счастья. О. Генри – это, конечно, очаровательный писатель, но не такого класса, как Александр Степанович. При этом прожили они примерно одинаково.
Я думаю, они были оба людьми примерно одинаковой складки. Но, видите, где у Грина были серьезные запои, там у О. Генри были загулы. А это большая разница. Грин же все время повторял: «Мы не алкоголики, мы веселые пианицы». Это было, да. Были у него и периоды почти мрачного безумия. Наверное, это ему было зачем-то нужно. Наверное, он в этих глубинах попадал в такие притоны, какой описан в «Клубном арапе». Наверное, он переживал в это время какие-то падения. Или, как утверждал Миша Успенский, Фолкнеру нужны были запои, чтобы испытать счастье выхода из запоя. У Успенского они тоже бывали, но он себя контролировал. Я просто видел, как он преображался, когда выходил из запоя. Помните, как у Лосева:
Я видал: как шахтёр из забоя,
выбирался С.Д. из запоя.
Это о Довлатове. А так он был аккуратистом, но иногда впадал. В Грине был пафос интереса к бездне, которого я у О. Генри не наблюдаю. Все-таки у Грина есть произведения абсолютно трагические. У О. Генри я их не найду. Рассказ «Позорный столб» мог О. Генри написать или нет? А вот «Алые паруса» О. Генри мог бы написать, потому что в «Алых парусах» содержится утешительный, обожаемый мною, но, безусловно, розовый финал. Но это хорошо, что он там содержится.