Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Можно ли считать «Майора Звягина» Веллера нашим ответом Торнтону Уайлдеру?

Дмитрий Быков
>250

Наверное, можно, потому что Уайлдер — один из любимых писателей Веллера. Но дело в том, что «Майор Звягин» — книга провокативная, такая довольно рискованная. Звягин часто совершает преступления, чтобы творить добро, он делает добро из зла. И Веллер скорее ставит вопрос.

«Теофил Норт» Уайлдера (я помню, когда это появилось в «Иностранке», об этом романе очень много говорили) — это прежде всего плутовская и веселая книга. Ну, едет человек куда глаза глядят в машине. (Считается, что у Уайлдера был брат-близнец, который погиб в младенчестве. Это как бы попытка написать его биографию. Но некоторые черты своей жизни, своей судьбы Уайлдер ему отдал, там тоже служба в береговой охране.) Вот он приезжает на место службы, у него ломается машина. Он остается в городке, пытается там трудоустроиться. Он очень хорошо читает вслух, его приглашают как чтеца, как домашнего педагога. И, кроме того, он такой игрок в лаун-теннис. И он нанимается туда инструктором в теннисную школу, частным учителем тенниса.

И вот он вмешивается в несколько историй. Там есть дом с привидениями, который никто не покупает. Он выдумывает этому дому другую историю — и его покупают. Там бегут двое молодых влюбленных, и он нагоняет и внушает им такое осторожное отвращение друг к другу, иначе бы они сломались… Ну, то есть там романтическое увлечение, а он показывает, что оно недорого стоит. Вмешивается в судьбу молодого калеки, помогает ему наладить отношения с женщинами, немножко как Макмерфи впоследствии. Теофил Норт действует все время в рамках закона и решает ситуации в основном за счет своего воображения.

Но у Уайлдера концепция какая? Что мир Творца — он совершенен, но в нем есть частные несовершенства и отдельные шероховатости. Так вот, для того чтобы их устранить, нужен человек. Он иногда вот тот восемнадцатый верблюд. Понимаете, его дополнишь до целого, его введешь в ситуацию — и она чудесным образом разрешается. Мы, согласно логике «Дня восьмого», должны чуть-чуть подталкивать мироздание к тому, чтобы оно входило в гармонию. И тому порукой, главным нашим орудием должно служить, конечно, эстетическое чувство, потому что мир Уайлдера глубоко эстетичен. Собственно говоря, конфликт Цезаря и Катулла в «Мартовских идах» — он же разрешается Цезарем, потому что там именно Цезарь выступает тайным благодетелем Катулла. Катулл все время пишет о нем гадости (это все выдумано, конечно), Катулл все время пишет о нем гадости, а Цезарь ему тайно благодетельствует. Вмешательство Цезаря в жизнь Катулла — это образец просвещенного управления.

Наверное, Уайлдер был в некотором смысле идеалистом. Но если вы хотите прожить правильную жизнь, вы будете жить по логике «Дня восьмого». И тогда, может быть, у вас как у Торнтона Уайлдера, как у его лучших героев все получится. А самое главное — ваша литература будет гармонизировать мироздание. И когда я думаю об идеальной писательской судьбе, мне на память прежде всего приходит Уайлдер, который написал так много, прожил так ясно и принес столько добра.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о теории Романа Михайлова о том, что все старые формы творчества мертвы, и последние двадцать лет вся стоящая литература переместилась в компьютерные игры? Интересна ли вам его «теория глубинных узоров»?

Я прочел про эту теорию, поскольку я прочел «Равинагар». Это хорошая интересная книжка, такой роман-странствие, и при этом роман философский. Нужно ли это считать литературой принципиально нового типа — не знаю, не могу сказать. Каждому писателю (думаю, это как болезнь роста) нужна все объясняющая теория, за которую он бы всегда цеплялся. Неприятно только, когда он эту теорию применяет ко всему, и о чем бы он ни заговорил, все сводит на нее. Помните, как сказал Вересаев: «Если бы мне не сказали, что предо мной Толстой, я бы подумал, что предо мной легкомысленный непоследовательный толстовец, который даже тему разведения помидоров может свести на тему любви ко всем». Слава богу, что…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Как вы относитесь к творчеству Олдоса Хаксли? Зачем он принимал ЛСД?

Оценить его творчество Хаксли в полном объеме у меня не было возможности. Потому что Хаксли –  это очень умный писатель. Это высокий интеллектуал par excellence, серьезный философ, как и Берджесс, хорош ориентирующийся в музыке, в законах композиции, большой знаток современной ему философии.

Хаксли всегда казался мне не по зубам. «О дивный новый мир» я, естественно, читал. «Контрапункт» я не смог читать именно потому, что моих познаний для этого недостаточно, я это очень быстро понял. Говорят, у него есть еще замечательная книга о том, как он боролся с близорукостью. Возможно, когда-нибудь мне придется это делать, и тогда я эту книгу прочту. Но пока, слава богу, у меня такой…

Почему Михаил Веллер не любит Николая Гоголя?

Никогда в жизни не слышал от него таких слов. Надо спросить, я, в общем, слава тебе, господи, имею возможность набрать Веллера и спросить: «Миша, почему ты не любишь Гоголя?» Но это, по-моему, неправда. Потому что Гоголя он, судя по его творчеству, обожает. Он очень многому у него научился. Да и потом, человек, который окончил Петербургский университет, который жил в центре Петербурга десять лет, едва ли может к Гоголю – автору «Невского проспекта» и «Шинели» – относится без благоговения. Петербург в значительной степени придуман Гоголем, как придумана им Украина. Гоголь – создатель топосов, раскрепоститель национального духа, как он сам о себе говорил. Выпускатель наружу национального духа.…

Есть ли связь между сборником Веллера «Хочу быть дворником» и романом «Бомж» – в первой книге герой хочет уйти от общества и видит в этом счастье, а во второй бомж это сделал и теперь жалеет?

Нет, так бы я не сказал. Веллера всегда интересовала, привлекала роль социального аутсайдера. Он вынужденно часто бывал в этой роли, потому что не хотел зарабатывать на жизнь продажей дара. Поэтому он занимался рискованной и опасной работой, вплоть до перегонов скота. Некоторое время работал с электропилой, на чем заработал огромный шрам через все колено. Веллер много раз выпадал из социума, он не хотел в этом социуме жить. Когда он  зарабатывал кладкой каминов в Эстонии, когда он занимался разной степени тяжелыми физически строительными работами, он зато покупал независимость.

Я не думаю, что «Бомж» – это привлекательный для него социальный статус, а вот «Хочу быть дворником» –…

Охранять границы страны можно двумя путями: обороной или приростом территорий. Какой путь предпочтительнее?

Охранять границы страны можно разными путями. Но Россия избрала самый забавный. Она пытается построить государство, куда никто не будет хотеть. Или, по крайней мере, такое государство, куда будут хотеть преимущественно старые кинозвезды, страдающие от невостребованности или налогов.

Это хороший способ охраны границ — создать такое заколдованное место, куда никто не хотел бы сунуться. Куда и завоеватели бы не совались, потому что мало того, что есть ядерное оружие, но есть и опыт просто невозможности справиться с огромными пространствами, с духом народа и так далее. И иммигранты не совались бы, потому что преимущества жизни в России не доказаны.

Мне кажется, что Россия сейчас…