Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете о творчестве поэта Альфреда Хаусмана?

Дмитрий Быков
>50

Пришел я как-то в наш итакский букинист, увидел там «Шропширского парня», первое издание, причем в футляре, прекрасной сохранности, с каким-то прекрасным экслибрисом профессорским. Схватил и на цену не посмотрел, купил. Потому что «Шропширский парень» хотя и очень традиционная поэзия, но в нем, как и Иннокентии Анненском, были семена всего, во всех дохнул томление. Так и в Хаусмане примерно содержится вся английская поэзия ХХ века. Все это очень прозрачно, рифмовано, тонко, но такой заряд черного юмора во всем этом сидит,  такая психологическая глубина…

Когда в литературе начинается психологизм? Это очень интересная тема. Психологический роман, условно говоря, начался с «Принцессы Клевской», а формально, если брать шедевры, то, конечно, с  аббата Прево, с «Манон Леско». И вот что такое психологический роман? Какое главное противоречие лежит в основе психологической прозы? Как объяснил мне  один мой студент, это когда человек делает не то, что он хочет. Мы все знаем, что есть добро, что есть зло. Но поступаем вопреки этому знанию. Мы все знаем, чего мы хотим, но поступаем вопреки этим хотениям. Веллер подробно разобрал эту тему, думая, что мы стремимся к максимальному действию. Ответ интересный. Думаю, что есть и другие ответы на этот вопрос, всегда чрезвычайно увлекательные. Ночная кукушка дневную перекукует, человек стремится к наслаждению, а не к радости (это формулировка одного из моих студентов, «человек стремится к наслаждению, а не к счастью». Но, по большому счету, по этой формулировке enjoy больше, чем joy. Но психологическая проблема, условно говоря, главная проблема искусства ХХ века в том, что человек осуществляет не то, к чему стремится. Что человек живет не с тем, с кем хочет. Что не таков образ жизни, как ему мечтается. И внешние обстоятельства тут ни при чем. Как правило, человек боится своих желаний. И вот вся психологическая поэзия, поэзия, которая была в ХХ веке, содержится у Хаусмана в первом сборнике стихов.

Вообще-то Хаусман не был профессиональным поэтом, он был профессор, изучал античную литературу. Может быть, именно изучение античной литературы (например, понятие рока) способно человека в очень важном каком-то духовном направлении продвинуть. Именно потому, что в античной литературе существует, помимо воли человека и обстоятельств, существует воля богов, против которой ты победить не можешь. И воля богов исходит из более сложных, более высоких принципов, нежели отмщение, нежели воспитание. Вот ты неправильно себя ведешь, поэтому Одиссей разгневал Посейдона, ослепил циклопа, и теперь они мстят. Но ведь проблема не только в этом. Одиссей не может остаться на Итаке не только потому, что она него гневается Посейдон. А потому что пока Одиссей скитался, в его природе оказалось скитальчество, и он должен дальше идти, дойти до тех земель, где его, при виде весла, спросят: «Что за лопату несешь ты?».

Иными словами, античная литература к мотивам человека – рациональным, прагматическим мотивам – добавляет мотив рока, мотив воли богов. А воля богов не всегда жестока, не всегда императивна, она не имеет целью воспитание. Воля богов иррациональна. Иногда бог любит смертного, и тогда он хочет им овладеть. Иногда бог ненавидит смертного и не снисходит до объяснений. Иногда бог наказывает смертного, как Аполлон несчастного Марсия. Но он ни в чем не виноват; только в  том, что он дерзнул соревноваться,  но это не есть его грех.

Иными словами, античная культура привносит в психологию сильнейший, катастрофический момент иррациональности. Поскольку Хаусман это понимал, этот горький привкус иррациональности лежит на всех стихах «Шропширского парня». Как это связано, как это работает, я не знаю.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о теории Романа Михайлова о том, что все старые формы творчества мертвы, и последние двадцать лет вся стоящая литература переместилась в компьютерные игры? Интересна ли вам его «теория глубинных узоров»?

Я прочел про эту теорию, поскольку я прочел «Равинагар». Это хорошая интересная книжка, такой роман-странствие, и при этом роман философский. Нужно ли это считать литературой принципиально нового типа — не знаю, не могу сказать. Каждому писателю (думаю, это как болезнь роста) нужна все объясняющая теория, за которую он бы всегда цеплялся. Неприятно только, когда он эту теорию применяет ко всему, и о чем бы он ни заговорил, все сводит на нее. Помните, как сказал Вересаев: «Если бы мне не сказали, что предо мной Толстой, я бы подумал, что предо мной легкомысленный непоследовательный толстовец, который даже тему разведения помидоров может свести на тему любви ко всем». Слава богу, что…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Почему Михаил Веллер не любит Николая Гоголя?

Никогда в жизни не слышал от него таких слов. Надо спросить, я, в общем, слава тебе, господи, имею возможность набрать Веллера и спросить: «Миша, почему ты не любишь Гоголя?» Но это, по-моему, неправда. Потому что Гоголя он, судя по его творчеству, обожает. Он очень многому у него научился. Да и потом, человек, который окончил Петербургский университет, который жил в центре Петербурга десять лет, едва ли может к Гоголю – автору «Невского проспекта» и «Шинели» – относится без благоговения. Петербург в значительной степени придуман Гоголем, как придумана им Украина. Гоголь – создатель топосов, раскрепоститель национального духа, как он сам о себе говорил. Выпускатель наружу национального духа.…

Есть ли связь между сборником Веллера «Хочу быть дворником» и романом «Бомж» – в первой книге герой хочет уйти от общества и видит в этом счастье, а во второй бомж это сделал и теперь жалеет?

Нет, так бы я не сказал. Веллера всегда интересовала, привлекала роль социального аутсайдера. Он вынужденно часто бывал в этой роли, потому что не хотел зарабатывать на жизнь продажей дара. Поэтому он занимался рискованной и опасной работой, вплоть до перегонов скота. Некоторое время работал с электропилой, на чем заработал огромный шрам через все колено. Веллер много раз выпадал из социума, он не хотел в этом социуме жить. Когда он  зарабатывал кладкой каминов в Эстонии, когда он занимался разной степени тяжелыми физически строительными работами, он зато покупал независимость.

Я не думаю, что «Бомж» – это привлекательный для него социальный статус, а вот «Хочу быть дворником» –…

Охранять границы страны можно двумя путями: обороной или приростом территорий. Какой путь предпочтительнее?

Охранять границы страны можно разными путями. Но Россия избрала самый забавный. Она пытается построить государство, куда никто не будет хотеть. Или, по крайней мере, такое государство, куда будут хотеть преимущественно старые кинозвезды, страдающие от невостребованности или налогов.

Это хороший способ охраны границ — создать такое заколдованное место, куда никто не хотел бы сунуться. Куда и завоеватели бы не совались, потому что мало того, что есть ядерное оружие, но есть и опыт просто невозможности справиться с огромными пространствами, с духом народа и так далее. И иммигранты не совались бы, потому что преимущества жизни в России не доказаны.

Мне кажется, что Россия сейчас…

Правда ли, что Михаил Веллер — великий психолог любовных отношений? Что вы думаете о его книге «Шайка идиотов»?

Понимаете, то, что Веллер великий психолог любовных отношений — в этом я убеждался многажды, пользуясь его советами. Некоторые мои друзья просто по его книгам женились или имели счастливую возможность спросить о чем-то у него по его советам.

Я считаю, что вклад Веллера в психологию любовных отношений огромен. Особенно если учесть, что в любви и на войне запретных методов минимум. Они есть, но их минимум. Веллер очень хорошо понимает человеческую психологию. Но он владеет ключом ко всем шкатулкам. Он же ответил для себя на вопрос, что человеку нужно: нужна ему не благо, не процветание, не победа, а нужен ему диапазон ощущений. Эта мысль сама по себе довольно революционная.

А потом,…