Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
История

Как Илье Эренбургу удавалось жить на две цивилизации – Советский Союз и Запад? Почему номенклатура его не трогала, хотя он не соглашался с линией партии?

Дмитрий Быков
>250

Не стал бы я объяснять это какими-то гуманитарными соображениями, которых у Сталина не было. Сталин был антисемит, Эренбурга он не любил, хотя и высоко ценил роман «Буря» (именно потому, что роман «Буря» выражал любимую Сталиным идею – то, что мы антропологически новый тип человека; Европа не выдержала, а мы выдержали Вторую мировую). Но при этом он, конечно, Эренбурга не любил, и Эренбург был для него классово чужой. Просто Сталин был прагматик, и он понимал, что Эренбург был ему нужен. Он нужен был ему как публицист во время войны. После войны он перестал быть ему нужен, и срочно появилась заметка «Товарищ Эренбург упрощает». Потому что Эренбург продолжал ненавидеть Германию, а надо было уже выстраивать новую линию («Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается»). Ну и потом Эренбург, я не могу сказать, что он Сталину нравился. Конечно, нет. Но он вызывал у Сталина уважение своей способностью иногда отстаивать свою точку зрения.

Понимаете, Сталин остро нуждался в людях, которые остро могли бы с ним спорить. Конечно, в отличие от Ленина, он не нуждался в личностях на государственных постах. Ему нужны были исполнители. Но ему нужен был профессиональный исполнитель, который понимал бы, что на вред делу, а что на пользу. Человек, который бы в определенный момент мог бы сказать: «Товарищ Сталин, это решение неверно». При этом я Жукова не идеализирую, но у него бывали иногда такие расхождения со Ставкой.

Я думаю, что люди, желающие отстаивать точку зрения, Сталину были необходимы чисто прагматически. Поэтому когда Эренбург подал голос против депортации евреев, этот голос был услышан. Я не думаю, что Сталин бы ее отложил. Но, по крайней мере, он был готов к этому прислушиваться. По его мнению, Эренбург был экспертом в общении с западноевропейскими интеллектуалами. Опять-таки, никаких сентиментальных чувств. Но, опять-таки, в конце 30-х западноевропейские интеллектуалы были Сталину нужны, как они были ему нужны в конце 20-х. Для рекламы, для противостояния западному миру. Он пытался еще как-то повлиять на западное общественное мнение. Потом, после книги Жида, он наплевал на западное общественное мнение. Книга Жида, кстати, сильно скомпрометировала и Мальро, и особенно Эренбурга, который и настаивал на том, чтобы привезти Жида в СССР. После этого привезли Фейхтвангера и стали уже осуществлять гораздо более лобовую, гораздо более примитивную пропаганду.

С моей точки зрения, во время войны Эренбург сыграл главную роль в перенастройке идеологии, в перенастройке советского человека. Ведь два предвоенных года учили советского человека видеть в немце друга, невзирая на фашизм. Многие продолжали видеть в них врагов, но временно такие люди отодвигались. Как Киршон, автор пьесы «Большой день». Война с немцами из области завтрашнего прогноза переходила в область абстракции. Главными врагами на это время стали англосаксы, а с немцами проводили советские парады. Перенастроить жителей СССР на немца как на главного врага, даже как немца-нечеловека, – в этом и был очень полезен Эренбург, который про немецкую культуру и цивилизацию понимал что-то главное, что-то корневое. В его ненависти к немцам, пожалуй, было что-то звериное даже. Потому что он понимал, из каких корней, из каких основ немецкой культуры пророс фашизм. Он видел связь между «Нибелунгами» и Гитлером, между Ницше и Гитлером. Он действительно в этом плане всю немецкую культуру рассматривал как дорогу к финальному расчеловечиванию.

И надо сказать, что его точка зрения не так уж отличалась от точки зрения Томаса Манна в «Докторе Фаустусе», когда он выводит Фаустуса чуть ли не из реформации, чуть ли не из Лютера. Наверное, немецкая культура скомпрометировала себя до конца. Наверное, Эренбург лучше других это осознавал.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…

Когда вы говорите, что ростки фашизма есть уже во всех немецких романтиках, относите ли вы к ним и Иоганна Гете?

Да и не только в Гете. Я думаю, что она есть и в Шиллере, как это ни ужасно. И она есть и в Гофмане. Ну, в Гофмане это есть, скорее… это осознается как опасность. Потому что Гофман — он уж совсем не оттуда, он совсем в немецкой традиции — чужеродное явление: такое не то американское, не то французское, странное какое-то. Поэтому у Гофмана разве что в «Коте Мурре» есть этот торжествующий филистер. А так-то вообще-то ростки фашизма есть уже и в «Песне о Нибелунгах», что в фильме «Нибелунги», по-моему, явлено с поразительной точностью. У Хафнера есть такая мысль, что «вот, когда вы хороните немецкую культуру, вы поступаете по заветам Гитлера. Потому что на самом деле Гитлер — явление глубоко антинемецкое,…

Почему в конфликте физиков и лириков вы занимаете сторону лириков?

Я профессионально занимаю сторону лириков. Я просто стою на позициях людей, которые считают, что эстетика во многом определяет облик мира и что мир прежде всего явление эстетическое. Один очень глупый и противный человек долго меня убеждал, что мир этичен, хотя сам являлся абсолютным отрицанием, абсолютным опровержением этого посула. Зато он был очень неэстетичен, и остался. И это, конечно, меня настораживает. Да, я, в общем, занимаю позицию лириков, но я никогда не буду повторять эту пошлость «и в космосе нужна ветка сирени». Ветка сирени в космосе совершенно не нужна.

Знаменитый текст Эренбурга «Письмо инженеру Полетаеву»… Дело в том, что моя первая жена — Надя Гурская — внучка этого…