Войти на БыковФМ через
Закрыть

Есть ли в российской истории примеры божественного вмешательства?

Дмитрий Быков
>250

Это вопрос, на который крайне трудно ответить именно потому, что мне вся история представляется делом божественного вмешательства. Жду ли я от истории какого-то чуда – это другое дело. Мне кажется, наоборот, отсутствие чудес, четкая логика, четкое подтверждение всех заранее объявленных закономерностей, наглядность совпадение, наглядность циклических повторений – это, наверное, не просто так. 

Это работа механизма, запущенного Господом, который мы и наблюдаем. Но я со своей стороны примеров божественного вмешательства в российской истории вижу очень много. Очень много прямых, несколько механистических следствий, очень много наказаний за преступления. Очень много логики очевидной. Действительно, русская история (такое ощущение) пишется для дураков, чтобы уже и дураки поняли. Но чего я практически не вижу, так это моментов иррационального вмешательства. Я и в мировой истории вижу только один пример такого вмешательства, такого чуда, не иначе какой-то десант инопланетян: это то, что Гитлер не получил атомную бомбу. Это сделало победу над ним не такой кровавой.

Но с другой стороны, я сейчас вижу, например, когда режим сходного типа атомную бомбу имеет и как-то Господь не торопится вмешаться. Может быть, ему самому интересно посмотреть, способно ли человечество объединиться и положить конец экспансии безумца или неспособно? Но мне кажется, что в этом случае нам придется как-то выбирать самим. Хотя в божественное вмешательство я продолжают верить каким-то образом.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему во время тяжёлых исторических периодов для России растет интерес к оккультизму? Почему в самые сложные моменты русский человек обращается не к Богу, а к псевдо-чародеям?

Не всегда и не все. Дело в том, что интерес к оккультизму вместо интереса к Богу, к самоанализу, даже, может быть, вместо атеизма, в котором есть свои привлекательные стороны, интерес к оккультизму — это шаг назад. Ну, примерно, как интерес к национализму, крови и почве вместо космополитизма, интернационализма, открытости и так далее. Да, переходные эпохи, да, трудные времена — они приводят обычно к некоторой деградации.

Понимаете, Русская революция дала вспышку модерна, но давайте не забывать, что эта вспышка модерна имела быть перед, в предреволюционной ситуации. А в семнадцатом, восемнадцатом, двадцатом годах с великим искусством обстояло трудно. Так же собственно, как и с…

Почему в современном обществе аморальный человек вызывает уважение, а порядочный — осуждение?

Потому что нравственные законы распространяются только на тех, кто их над собой признает. Это совершенно очевидно. Медный таз не может вообразить себя деревянным, а человек может вообразить себя неуязвимым.

Вот как Путин, который хотел бы вывести себя из под действия моральных законов и оставить за собой только исторические. А исторические, как ему кажется, в нравственным смысле амбивалентны. То есть если ты великий, то тебе можно.

Это раскольниковское заблуждение, давно уже разоблаченное Достоевским. Потому что физиология человека, показывает он, универсальна вне зависимости от статуса. Кстати говоря, и Наполеон, как очень остроумно показал Юрий Арабов, тоже в конце…

В каких произведениях Владимира Набокова наиболее ярко выражено христианство?

Почему я считаю Набокова христианином? Именно потому, что он эстетику, чудо ставит если не выше этики, то, по крайней мере, рассматривает как главное воспитательное средство, не скучную мораль, не «Вместе с солнцем, вместе с ветром, // Вместе с добрыми людьми», а именно «Облако, озеро, башня». Его христианство такое эстетическое.

Самым христианским его произведением я считаю «Бледный огонь». Потому что это роман о великой роли искусства. Потому что это роман о сострадании. Потому что Боткин, мнящий себя Кинботом, ещё больше заслуживает жалости — с его запахом изо рта, с его безумием, с его гомосексуализмом. Это вот как раз то, что «Я приду не к первым, а к последним», и…

Лишённый чуда Новый Завет Льва Толстого, не является ли он предтечей рациональности Дмитрия Мережковского в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»?

Ну, в известном смысле является, потому что Мережковский же почти толстовец, по многим своим взглядам. Но тут в чём дело… Для Мережковского единственное чудо лежит в плоскости художественного, для Мережковского само по себе творчество — уже присутствие Бога и чуда. Толстой к творчеству относился, как мы знаем, гораздо более прозаически, в последние годы как к игрушке. В остальном, конечно, Мережковский рационален. Да, он действительно считает, что вера — это вопрос разума. Точка зрения, может быть, немного схоластическая.

Понимаете, слишком часто иррациональными вещами — экстазом, бредом, слишком часто этим оправдывалось зверство. Ведь те люди, которые ненавидят рациональную…