Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете о романе «Суер-Выер» Юрия Коваля?

Дмитрий Быков
>100

Мне кажется, что Коваль слишком долго мечтал об этой книге. Бывает феномен первой книги, куда автор пытается вместить все, что знает, а бывает феномен последней. Последнего романа, куда он пытается, опять-таки, собрать все, что у него на уме. Как у Марксона в «Последней книге». Я не большой фанат такого жанра. Мне кажется, что Коваль лучшие свои вещи написал в конце 70-х и начале 80-х. Самая лучшая – это «Самая легкая лодка в мире», которую я бесконечно читал и перечитывал в 12 лет. Она мне казалась настолько близкой и гениальной. Ужасно мне нравится «Недопесок», потому что в нем достигнут тот блистательный гротеск советской жизни, который удавался по-настоящему только детским писателям, Успенскому и Ковалю.

У Успенского тоже ведь есть про «вместе ездили на выезды, вместе решали задачи про грибы». Вот эти «задачи про грибы» говорят о советской жизни в тысячу раз больше, чем другие детали. Вот этот «Недопесок», эта повесть с ее точнейшими описаниями северного быта – это какое-то чудо. Она вышла в обрубленном цензурой варианте. Я думаю, что трогать советскую социальную проблематику только детской литературе можно было. Я думаю, что, кстати, Коваль потому и сбежал в детскую литературу.  Ему по первым рассказам сказали: «Вы очень большой писатель, но это печатать не будет никто, даже не вздумайте». И он ушел в детскую. И он, как некое гетто, его спасла. Он там спрятался.

Потому что детской литературе, фантастике и переводной литературе что-то чуть более позволялось. Наверное, так. Кроме того, Коваль был гениальным художником-акварелистом, замечательным гитаристом, автором-исполнителем песен. Я не знаю более одаренного человека. Может быть, он был даже слишком одарен. Еще при этом он был очень рукастый. Он был прекрасный собеседник, любимый собутыльник, я дважды с ним выпивал, это было незабываемо. Он очень хорошо умел делать все, что требуется в северном походе, начиная от ставить палатку до рубить избу и разводить костер. Он, мне кажется, вообще все умел. И как же мне жаль, что так он  издевательски мало прожил.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы назвать произведения похожие на «Визит вежливости» и «Старичок с Большой Пушкарской» Житинского, которые можно прочитать с ребенком 7 лет?

«Гум-Гам» Велтистова. Вообще сказки Велтистова очень хорошие. Булычев, само собой. У Житинского многие ранние тексты — например, «Желтые лошади» или «Стрелочник» — вполне можно с ребенком 7 лет читать и перечитывать.

И конечно, Юрий Коваль — абсолютно всё. Я как раз недавно переслушал его песенки в авторском исполнении — это божественно! Волшебный писатель! Вот был человек гениальный, одаренный так многообразно: художник, скульптор, гитарист, композитор, поэт, потрясающий новеллист. Всё умел! Путешественник. Потрясающий человек! Я немножко знал его и очень этим горжусь. Да многое можно. «Прелестные приключения» Окуджавы очень хорошая сказка. Да, Юрий Томин, конечно. Юрий…

Как научиться писать детскую литературу?

Это не трудно. Нетрудно понять, как это делается. Нетрудно дать совет, трудно ему следовать. Теоретически все понятно. Надо просто говорить с ребенком, как с более взрослым, чем вы сами. Потому что вызовы, с которыми сталкивается ребенок, более серьезные. Первое предательство, первая любовь, физиологический рост очень быстрый, новые возможности каждый день. Вызовы, с которыми сталкивается ребенок, более серьезные, чем все, с чем сталкиваетесь вы. Поэтому надо уважать все, с чем он сталкивается и говорить с ним максималистски. Хорошая детская литература всегда максималистична. 

Например, трилогия Бруштейна «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час» и «Весна», невзирая на…

Не могли бы вы рассказать о советском режиссере Илье Авербахе? Не кажется ли вам, что он несправедливо забыт?

Ну как же Авербах забыт? Во-первых, только что я как раз, виделся с его вдовой — Наталией Борисовной Рязанцевой. И, слава тебе господи, убедился в том, что женщин более умных, лучше владеющих собой, более строгих, более дисциплинированных в каком-то смысле и более прозорливых я просто сейчас не видал. Я могу её сравнить только с Марией Васильевной Розановой. И то, у Марии Васильевны Розановой более хулиганский темперамент. А Рязанцева — это какое-то чудо самообладания.

Конечно, для популяризации Авербаха она делает очень многое, хотя ей приходится таким образом популяризировать себя, потому что два лучших его фильма — «Голос» и «Чужие письма» — сняты по её сценариям, а «Объяснение в…