Видел. Мне не понравился этот фильм. Он мне показался претенциозным. Даже прециозным, точнее. Потому что precious — как бы это сказать? Претенциозный — это претендующий, что, может быть, и хорошо. А прециозный — это выделывающийся. Это другое дело. Это сделано несколько preciously, с таким ощущением не изысканности, а изыска.
Мне не понравилась эта фигурка — непонятно, зачем она там. Грубо говоря, феномен Успенского там непонят. Это фильм о том, как выдающегося писателя Успенского сгубили большие деньги.
Мне кажется, что проблема была совершенно не в этом. Кончился Советский Союз — и кончилась та среда, в которой Успенский мог жить и работать.
Его талант остался с ним. Его прекрасные истории про Жаб Жабыча или про робота-телохранителя продолжали оставаться классными. Мой сын вырос на позднем Успенском. Но не было такой среды, в какой он мог существовать.
А деньги — господи, кто сказал, что деньги как-то влияют на человека? Я знал Успенского хорошо, близко. Я знал его и в период, когда денег не было, и когда они были. Но они на него совершенно не влияли.
На Успенского влияло другое. Как гениально сформулировал Леонид Шварцман, у которого есть основания на него обижаться, Эдуард Успенский был так и невыросшим послевоенным ребенком со всеми приметами этого дела.
Что касается Романа Супера, он, наверное, очень талантливый человек, но — как бы не прозвучать завистливым относительно молодого таланта — он замечательный журналист, но фильм этот показался мне поверхностным. Скорей стильным, чем глубоким. Я такие вещи не люблю.