Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы думаете о незаконченной пьесе Василия Шукшина «А поутру они проснулись…»?

Дмитрий Быков
>250

Говорил уже много раз, что не думаю, что это такая советская «Палата №6», и точно так же, как «Палата №6», она представляет всех советских типажей. Такая метафора России, которая тогда была спрятана в клетке для умалишенных, а теперь в вытрезвителе. Это находится в русле всего позднего творчества Шукшина, который писал о вырождении русской нации, о трагедии, о гибели ее; о том, что он в этой нации все более одинок.

У меня есть ощущение стойкое, что сочинения Шукшина последних лет — это свидетельство его маргинальности, его невстроенности в жизнь: он от одних отстал, к другим не пристал. Есть действительно некое чувство, что его поздние рассказы (в частности, «Рассказ» — текст совершенно гениальный) — это такой вопль о помощи; вопль о том, что ни среди деревенских, ни среди городских, ни среди своих коллег и единомышленников он не находит сколько-нибудь живой души, не слышит живого голоса.

Мне близка точка зрения Мелихова, что это рассказы о неспособности воспарить, когда у человека есть достаточные способности, но нет школы, или там есть способности, но нет признания (как в «Шире шаг, маэстро!»). Но надо заметить, что по Шукшину в неспособности воспарить виноват не сам автор, у которого не хватает образования или энергии, а виноваты люди, которые при малейшей попытке воспарить начинают наступать ему на крылья. Вот в этом смысле рассказ «Мастер» — один из переломных. Я много раз говорил о том, что понятие мастера в русской литературе двадцатого века — это такая индульгенция. Если ты мастер хоть в чем-то, то тебе многое прощается, ты незаменим, как Данила-мастер, как «Мастер и Маргарита», как вообще герой поэмы Вознесенского «Мастера». Что в мастерстве, условно говоря, можно найти индульгенцию.

Вот рассказ Шукшина о том, что быть мастером — это уже почти приговор в эту эпоху, потому что если ты что-то умеешь, тебе не дадут это делать. Именно потому, что сама эта эпоха направлена на угасание любых народных замыслов. Да, некоторым мастерам при ней очень хорошо, прежде всего это касается оборонщиков или тех, кто может быть использован в качестве оборонщиков. Но всем остальным людям, чья профессия — профессия созидания, очень трудно найти себе место. А в сегодняшней России даже и у оборонщиков есть довольно серьезные проблемы.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к стихам Леонида Филатова, Валентина Гафта и Рязанова? Может ли из актёра получиться большой писатель?

Ну а Шукшин? Великий актёр, очень крупный режиссёр и, безусловно, замечательный писатель. Как я отношусь к стихам упомянутой троицы? Лучше всего, конечно, к стихам Филатова. Я считаю, что Филатов вообще был скорее профессиональным поэтом. То, что он пошёл играть — это было следствием отчасти его неверия в собственный литературный дар. Слава богу, под действием Любимова и таганской атмосферы он закалился как-то, усовершенствовался и начал писать прекрасные, очень разнообразные стихи. И я, кстати, был одним из слушателей, когда, написав «Опасный, очень опасный» по «Опасным связям», он устроил читку у себя дома. Он читал как актёр блистательно! Я тогда пожалел: как жаль, что он никогда это не…

Можно ли назвать Егора Прокудина из «Калины красной» Василия Шукшина лишним человеком — как Зилов и Онегин?

Егор Прокудин — это другой случай. Это типичный герой Шукшина. Это человек, который оторвался от почвы, но не нашел себя в городе. Такой люмпен. Деклассированный элемент, ну, крестьянин, который хочет быть крестьянином, но уже не может. И не может не потому, что он стал уголовником, а потому что он сам попробовал многие из соблазнов, и не влезает как рыбка-бананка, не влезает в прежнюю жизнь. Собственно, и трагедия-то его в «Калине красной», это то, что он пытается жить нормальной крестьянской жизнью, а у него не получается. Это не они его убили. Он бы всё равно сбежал. Там потрясающая же эта сцена «народ для разврата собрался». Ему в селе-то тесно. Он уже давно не оттуда. Что он превратится в этого своего…

Верно ли, что у Василия Шукшина почти каждый персонаж, кроме Разина из романа «Я пришёл дать вам волю» — маленький человек?

А вот и нет! У Шукшина маленький человек с комплексами — это Глеб Капустин. Но это не Егор Прокудин, это ни в коем случае не персонаж рассказа «Сапожки», который покупает дочери пипеточки. Это ни в коем случае не мастер из «Мастера». Шукшин маленьких людей не любит. Даже шофер из «Мой зять украл машину дров» никак не маленький человек. Даже мужик из рассказа «Верую!», одержимый такой тоской по богу. И очень Шукшин прав, видя в этой тоске пустоту в душе. И фельдшер из «Шире шаг, маэстро!» никоим образом не маленький человек. Маленький человек — это «Чередниченко и цирк»: «Зачем вам эта багема?». Такое у меня есть ощущение.

Как относился Шукшин к личности Высоцкого? Почему есть сведения, что они дружили много лет, хотя на самом деле они встречались только в молодости?

Во-первых, они пересекались довольно много, потому что они варились тогда в общей литературно-кинематографической тусовке, и не видеться как раз они не могли. Конечно, Высоцкий посвятил памяти Шукшина довольно экзотическое произведение — «Калину красную» («Еще ни холодов, ни льдин…»). Но Шукшин был ему близок, творчески интересен, и Разина он не то что хотел играть, но был очень заинтересован в том, чтобы эта картина была сделана. Тарковский, Шукшин, Рерберг, Шпаликов, Нагибин, Ахмадулина — это все была одна более-менее среда. Потом эти люди стали расходиться из-за, как говорил Нагибин, из-за предполагаемого антисемитизма Шукшина, кто-то из-за алкоголизма Шукшина, что,…

Почему Василию Шукшину приходилось отстаивать чуть ли не половину картины «Печки-лавочки» пере комиссией?

Это очень легко объяснить. В этой картине начинается путь героя Шукшина из мейнстрима в маргиналы. Он перестает быть частью народа, он становится изгоем. И этот путь привел его к Егору Прокудину, а впоследствии привел бы к восставшему Разину. Герой «Печек-лавочек» — это Иван-дурак из его сказки «До третьих петухов». Он уже понимает, что его обманули. Да, в нем есть простоватость, доброжелательность, но он уже издевается, понимаете? Это уже поздний Шукшин, нервный, дерганый. И Куравлев же должен был играть героя, такого парня. А в результате сыграл сам Шукшин. И вот эта эволюция, помните, в сторону Прокудина, в сторону худого, высохшего, прокуренного, нервного, страшно раздраженного Шукшина,—…