Это очень легко объяснить. В этой картине начинается путь героя Шукшина из мейнстрима в маргиналы. Он перестает быть частью народа, он становится изгоем. И этот путь привел его к Егору Прокудину, а впоследствии привел бы к восставшему Разину. Герой «Печек-лавочек» — это Иван-дурак из его сказки «До третьих петухов». Он уже понимает, что его обманули. Да, в нем есть простоватость, доброжелательность, но он уже издевается, понимаете? Это уже поздний Шукшин, нервный, дерганый. И Куравлев же должен был играть героя, такого парня. А в результате сыграл сам Шукшин. И вот эта эволюция, помните, в сторону Прокудина, в сторону худого, высохшего, прокуренного, нервного, страшно раздраженного Шукшина,— она в «Печках-лавочках» очень отчетлива. Настоящий сельский житель — такой был в это время. Он уже не был представителем коренного населения, он уже чувствовал, что он здесь уже не хозяин.
Конечно, не евреи вытеснили его. Его вытеснило разнообразное начальство. Помните этот момент, когда — это моя любимая реплика — его профессор спрашивает: «Что, весело живете?» Он говорит: «Ой, весело! Так с утра смеемся — водой отливают». После чего профессор говорит: «Странный получается у нас разговор».