Лекция
Кино

Михаил Ромм

Дмитрий Быков
>500

Михаил Ромм проделал самую интересную и самую красноречивую эволюцию во всём российском и советском кинематографе. Может быть, именно потому, что он был необычайно чуток к движениям времени. И поэтому он больше отражает время, нежели себя.

В 30-е годы он снял «Ленина в октябре» и «Ленина в 1918 году» — попытки снять Ленина с человеческим лицом. И Щукин был лучшим Лениным на экране, и невероятной овацией сопровождалось его появление в гриме на съемках. Впоследствии, в 50-60 годы, после краткого периода довольно конформных картин, таких, как «Убийство на улице Данте» (вообще стыдно говорить о нем), он начал снимать фильмы, в которых есть и довольно интересное движение формы.

Попытка такого бессюжетного повествования в «Девяти днях одного года» и чрезвычайно любопытное углубление конфликта в них. Потому что главный конфликт там, конечно, не фаустианская тема ученого, который отважно рискует собой на путях познания. Главная тема там — конфликт Баталова и Смоктуновского. С одной стороны — человек хороший и героический. С другой стороны, героем времени уже является насмешливый циник, осторожный скептик. Он умнее. И выбор России — это выбор Татьяны Лавровой между ними. Она выбирает, конечно, Баталова. Но Смоктуновский — герой гораздо и более обаятельный, и противоречивый, и сложный. И вот в сторону этого героя, как ни странно, эволюционирует и Смоктуновский.

И конечно, «Обыкновенный фашизм» — это тоже очень интересное движение. Прежде всего движение формы. Потому что, на мой взгляд, Ромм почувствовал недостаточность художественного высказывания, его условность.

Он же учился у учеников. Понимаете, как всякий настоящий мэтр, умеющий воспитывать учеников, он и у них чего-то набирался. Надо было обладать гением Ромма, чтобы принять на свой курс Шукшина и Тарковского. Он сказал: «Этих двоих я бы не взял, потому что одного надо учить всему (это Шукшин), а другого учить уже нечему (это Тарковский)». И получились два гения. Шукшин, я считаю, в кинематографе очень значителен в своих лубках. Лубках трагических. Жанр трагического лубка, как, например, «Печки-лавочки» — это мало кто может такое.

И конечно, во многом Ромм учился у этой молодежи, которая тоже очень вовремя начала понимать недостаточность художественного высказывания. Нужно высказывание отчасти публицистическое, отчасти документальное. «Обыкновенный фашизм» — ведь это, в общем, очень субъективное кино, публицистическое кино. Хотя оно стоит на огромном фактическом материале. Майя Иосифовна Туровская рассказывала мне, что они, сценаристы, отсматривали по 8 часов в течение 3-х месяцев эту фашистскую хронику. И она физически заболела от этого, потому что это было так омерзительно, что невозможно было смотреть.

Но несмотря на то, что картина базируется на прекрасном и документальном, и историческом материале, и обобщает главнейшие особенности фашизма, она всё-таки высказывание публицистическое, высказывание личное. Потому что фашизм по Ромму (это очень важно) — явление не политическое и не социальное. Это явление моральное и вкусовое, эстетическое. Фашизм не нуждается в идеологии. Вот это Ромм показал первым. Фашизм — это наслаждение мерзостью, упоение мерзостью. Сначала упоение унижением, потом упоение отмщением. Это он показал.

«Обыкновенный фашизм» сегодня невероятно актуален, понимаете, особенно когда речь идет о Муссолини. Потому что приемы Гитлера слишком очевидны, слишком омерзительны. Все эти микрофонные истерики, все эти рыдающие залы, все эти факельные шествия — это истерика слишком откровенная. А Муссолини, который начинал как социалист, который вообще многим представлялся таким фашистом с человеческим лицом… Лимонов, например, его похваливал, да не только он — многие. Вот разоблачение Муссолини, этого самоупоения, этого чудовищного падения вкуса — это, конечно, Ромм большой молодец.

Я не говорю сейчас о блистательным фильме «Мечта» — лучшей роли Раневской, картине, которая, конечно, чудо для 1940 года. Не зря Драйзер говорил, что это главный фильм 40-х годов. Потому что история этой страдающей матери — невероятно сложная роль. Женщина, которая сочетает в себе и пошлость, и жестокость, и жадность, и невероятную материнскую любовь. Бенефисная роль Раневской, абсолютно. Там и Астангов прекрасен, и все хороши. Но по-настоящему Ромм, конечно, ценен, мне кажется, очень важной рефлексией над советской истории в целом.

И одна мысль Ромма, конечно, отражена в фильме Кончаловского «Дорогие товарищи», хотя прямым учеником Ромма он не был. Это всё фильмы о том, что в истории как-то справиться с вызовами может только хороший человек. Закономерности истории чудовищны. Любой истории — советской, не советской, американской, итальянской — всех, любой. Но если случайно в истории оказывается хороший человек, вокруг него многие спасутся.

Такой была попытка трактовки Ленина. И кстати говоря, гуманизм Горького, который в «Ленине в 1918 году» терпит такое сокрушительное поражение в первых же частях фильма — это тоже такая запоздалая попытка сказать: ну может быть, что-то можно остановить вмешательством одного гуманиста. И попытка сделать Ленина человечным, и попытка по-настоящему очеловечить героев 50-х годов. Слепая вера в то, что хороший человек на важном посту может переломить историю.

Я не знаю, насколько эта вера основательна. Но я знаю, что если руководствоваться этим в своей практике, то можно спасти вокруг себя одного, двух, трех и так далее. Ну и, кроме того, никогда не надо себя ломать. Если вы видите перед собой подлость и безвкусицу, имейте мужество сказать об этом.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Зачем в фильме «Зеркало» Андрея Тарковского нужен персонаж Анатолия Солоницына? Почему он симпатичен матери героя?

Он ей вовсе не симпатичен, он ее, скорее, пугает. Она, скорее, его боится. Он, скорее, вестник: он входит, начинается ветер, а он говорит ей весьма неприятные вещи, потому что она ждет отца и в очередной раз не дождалась. Как пишет Михаил Ардов, «отец в это время гуляет по Москве гуляет с Мариной Цветаевой». Не знаю, не думаю так. Но для меня этот персонаж — это вестник странного в мире. Понимаете, в детстве такой персонаж всегда бывает. Появился человек, и мир стал странным, мир изменился, с этого момента не будет прежнего. Вот такие вестники бывают. И именно с его появления начинается в фильме все самое страшное, самое странное: пожар в эту же ночь, сон об обрушившемся потолке: когда она моет…

Согласны ли вы, что фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» —пародийное кино? Почему Михаил Ромм считает себя великим кинорежиссером?

Ну слушайте, во-первых, в рамках своей идеологической задачи это хорошее кино. И, конечно, блестящая роль Щукина, который страшно обаятелен. Он играет не того Ленина, который был, а того Ленина, которого должны были любить дети. Что касается величия Ромма, то, конечно, «Девять дней одного года» — крупнейший фильм. Вот мы с Рязанцевой его обсуждали и пришли к выводу, что Баталов-то там неинтересен, а интересен там Смоктуновский.

Понимаете, какая вещь? Считается, что настоящий Ромм — это позднее кино (это «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм»), а вот «Убийство на улице Данте» — это провал. Но я считаю, что «Убийство на улице Данте» — это великая картина. Ну, «Мечта», конечно,…

Почему во время тяжёлых исторических периодов для России растет интерес к оккультизму? Почему в самые сложные моменты русский человек обращается не к Богу, а к псевдо-чародеям?

Не всегда и не все. Дело в том, что интерес к оккультизму вместо интереса к Богу, к самоанализу, даже, может быть, вместо атеизма, в котором есть свои привлекательные стороны, интерес к оккультизму — это шаг назад. Ну, примерно, как интерес к национализму, крови и почве вместо космополитизма, интернационализма, открытости и так далее. Да, переходные эпохи, да, трудные времена — они приводят обычно к некоторой деградации.

Понимаете, Русская революция дала вспышку модерна, но давайте не забывать, что эта вспышка модерна имела быть перед, в предреволюционной ситуации. А в семнадцатом, восемнадцатом, двадцатом годах с великим искусством обстояло трудно. Так же собственно, как и с…

Не кажется ли вам, что фильм «Андрей Рублев» — во многом заслуга Андрея Кончаловского, которого несправедливо забыли в тени славы Андрея Тарковского?

Никогда не забывали заслуги Кончаловского, никогда не забывали то, что его участие в сценарии было во многом определяющим. Дело в том, что Тарковский всегда был соавтором сценария в своих картинах именно потому, что фабула фабулой, а он делал из этого сон. Бергман же сказал, что Тарковский превратил кино в сон, добавлю: «В сон страшный и прекрасный», отсюда элемент триллера и элемент утопии, которая всегда есть в его картинах. Сюжет сна не важен, во сне важно то, что это дырка в другую реальность. «Рублев» придуман процентов на восемьдесят, я думаю, Кончаловским, а снят Тарковским, и с тех пор Кончаловский доказывает ему, как надо было это снимать. Вот «Грех» — это такой еще один ответ,…

Почему в фильме «Иваново детство» Андрея Тарковского иной мир явно присутствует в реальном мире героев?

Сны Ивана вообще довольно страшные, но Тарковский просто снимал в жанре сна, поэтому иной мир присутствует не только в «Ивановом детстве», он присутствует уже в фильме «Сегодня увольнения не будет», который является советской, во многом пародийной версии «Платы за страх». И все-таки в «Плате за страх» Клузо, в оригинале фильма, все-таки не сновидческая реальность, а у Тарковского в «Сегодня увольнения не будет» —сновидческая. Как это сделано — пойди пойми. И почему-то именно Олег Борисов производит впечатление медиатора между тем миром и сим. А у других режиссеров… Впрочем, у Миндадзе и Абдрашитове тоже, в «Слуге». какая-то потустронность была.

Любой ли читатель и писатель имеет право оценивать философов?

Вот Лев Толстой оценивал Ницше как «мальчишеское оригинальничанье полубезумного Ницше». Понимаете, конечно, имеет. И Толстой оценивал Шекспира, а Логинов оценивает Толстого, а кто-нибудь оценивает Логинова. Это нормально. Другой вопрос — кому это интересно? Вот как Толстой оценивает Шекспира или Ницше — это интересно, потому что media is the message, потому что выразитель мнения в данном случае интереснее мнения. Правда, бывают, конечно, исключения. Например, Тарковский или Бродский в оценке Солженицына. Солженицын не жаловал талантливых современников, во всяком случае, большинство из них. Хотя он очень хорошо относился к Окуджаве, например. Но как бы он оценивал то, что находилось в…

Какая мораль заложена в фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма?

Это очень сложный вопрос. В этом фильме масса контекстуальных вещей, сегодня утраченных. Во-первых, не всякий фильм доносит мораль. Некоторый фильм фиксирует нового человека или изобретает того человека, которого автору желательно видеть. Рахметова не было — его Чернышевский придумал. Базарова не было — его Тургенев списал с себя, несколько редуцировав. Думаю, что не было и героев Горького — он тоже их выдумал. В значительной степени литература и кино (а такое литературное кино, как у Ромма, по-моему, совершенно очевидно) занимаются конструированием или подмечанием нового персонажа и необязательно несут мораль.

Видите ли, фильм на самом деле, конечно, про Смоктуновского, а не про…

Как вы относитесь к стихам Леонида Филатова, Валентина Гафта и Рязанова? Может ли из актёра получиться большой писатель?

Ну а Шукшин? Великий актёр, очень крупный режиссёр и, безусловно, замечательный писатель. Как я отношусь к стихам упомянутой троицы? Лучше всего, конечно, к стихам Филатова. Я считаю, что Филатов вообще был скорее профессиональным поэтом. То, что он пошёл играть — это было следствием отчасти его неверия в собственный литературный дар. Слава богу, под действием Любимова и таганской атмосферы он закалился как-то, усовершенствовался и начал писать прекрасные, очень разнообразные стихи. И я, кстати, был одним из слушателей, когда, написав «Опасный, очень опасный» по «Опасным связям», он устроил читку у себя дома. Он читал как актёр блистательно! Я тогда пожалел: как жаль, что он никогда это не…

Борис Стругацкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
"Но истинный книги смысл доходит до нас только сейчас"... Смысл не просто "доходит", он многих literally на танках…
24 окт., 12:24
Кто из русских писателей больше всего похож на Антуана де Сент-Экзюпери?
Дмитрий Львович, я нигде больше не встречала документов, упоминавших встречу Мермоз с Чкаловым. Поделитесь…
18 окт., 16:31
Почему общественность так потрясло интервью Ксении Собчак со Скопинским маньяком?
Несчастному Виктору Васильевичу Мохову, полностью отбывшему установленный судом срок и ныне чистому перед…
08 окт., 23:41
Вдохновляет ли роман Владимира Набокова «Лолита» мужчин на совращение малолетних?
Помним-помним лекцию, да... "Лолиту нельзя не хотеть" (с) Дмитрий просто сам бы не отказался поняшить лолю, но…
08 окт., 12:00
Что вы скажете о повести Ирины Грековой «Вдовий пароход»?
Предание!
26 сент., 23:46
В чем источник поэмы Бориса Пастернака «Волны»? Почему «сложное понятнее им»?
Сталин, Сталин, Сталин, Сталин.. Вы стихотворение можете разобрать нормально, как для школьника? Сколько можно…
25 сент., 10:28
Почему Петру Святополк-Мирскому нравился рассказ Исаака Бабеля «Соль»?
Каким местом читала книга? Если головой через глаза, то где там писано, что спекулянты спасают жидов?
26 авг., 12:25
ИФЛИ и советское образование
Спасибо, Дмитрий Львович, за чудесную лекцию, за оптимизм! Рано или поздно, такое будущее должно наступить!…
24 авг., 05:31
Знакомы ли вы с романом Леонида Габышева «Одлян, или Воздух свободы»?
Нам, евреям, не давали поступать в престижные вузы. Незабудунепрощу. * Меня, студента престижного вуза, заставляли…
18 авг., 20:23
Что вы можете рассказать про Вадима Антонова?
Рассказ Вадима Антонова "Графоман" был опубликован в журнале «Литературная учёба» в №2 1985 года, стр. 87-91. В…
06 авг., 18:49