Я думаю, что «Джан» это совершенно отдельный платоновский цикл, и «Джан» относится скорее, уж если на то пошло, к «Реке Потудань» и «Фро», к исследованиям души, «Джан» — душа, ищущая счастье. «Чевенгур» ни с чем не трилогия и не дилогия. «Чевенгур» — отдельная вещь. А если там и дилогия, то это повесть «Происхождение мастера» и все остальное. А в принципе, «Котлован» — это вещь совершенно другого жанра. «Чевенгур» — утопия, пусть кривая, но утопия, а «Котлован» — гротеск. У меня есть формула, чем утопия отличается от антиутопии. И она мне нравится. Утопия — это то, что мы делаем с миром или хотим сделать с миром, а антиутопия это то, что мир делает с нами. Вот по этому критерию «Чевенгур» безусловно утопия, «Котлован» — это антиутопия. Это постчевенгур такой, но совсем другого жанра произведение. Если на то пошло, то дилогия это «Котлован» и «Ювенильное море» — которая, в общем такая вещь недооцененная, по-моему, несколько. Что касается «Чевенгура», я думаю, никто никогда не поймет «Чевенгура». Чтобы «Чевенгур» понять, надо было там и тогда жить. Как ни странно, «Чевенгур» понимал Крапивин. Вот эти романтические «Всадники со станции Роса» — это такое странное кривое наследие «Чевенгура». Вообще преломление романтики двадцатых в постромантике семидесятых — это отдельная могучая тема. Ну там у Абрамова в «Странниках»… Такой вот советский постромантизм.
Литература
«Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова — это дилогия или трилогия, в которую входит «Джан»?
Дмитрий Быков
>500
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев