Ну прежде всего учиться такой организации повествования, учиться такой организации символистского романа, в которой вы ушли бы от ползучего реализма, в который был бы внесен элемент магической сказки. Волшебные встречи, случайные совпадения (хотя я много раз говорил о том, что это совпадения не с одними и теми же людьми, а с одним и тем же типажом)… Учиться писать социальный роман так, чтобы в нем была поразительная любовная линия и моменты сказочности. Вообще без сказочности жизнь довольно пресна.
К тому же надо учиться, безусловно, коротким и прямым высказываниям. Правильно говорил Пастернак: «В романе все названо своими именами просто, прозрачно, печально». Учиться писать просто, прозрачно, печально.
Потом, понимаете, чему еще там можно учиться? «Доктор Живаго» – это роман, написанный очень кропотливо, с огромным трудом, который туда вложен. Человек пишет 10 лет сравнительно небольшую книгу – 600 страниц. Вложен туда огромный труд в каждую страницу, там каждое слово что-то значит и несет огромную смысловую нагрузку. «Доктор Живаго» написан сухой кистью, в отличие от многих стихов и ранних прозаических текстов Пастернака, где он, как и его отец в графике, нагромождает множество линий вместо одного четкого и сухого контура.
«Доктор Живаго» написан вот таким четким и сухим контуром, в нем нет неопределенностей. Пастернак определился со своим отношением к эпохе, к богу, к людям и к себе. Эта книга, купленная ценой огромной внутренней работы. Добытая, «купленная» – это не то слово. Писать так, как Пастернак, – рассчитывать на очень умного читателя, который будет читать эту книгу, вступая с ней в диалог. Не за ночь, как ее тогда давали… хотя я тогда и за ночь довольно много в ней понял, как мне казалось. Но в час по чайной ложке – так она и писалась. Это нельзя читать как сенсацию и тем более это нельзя читать как бестселлер. Это книга очень вдумчивая и очень серьезная. И я бы рекомендовал читателям возвращаться к ней многажды.