Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Чем утопии отличаются от антиутопиий? Неужели дело в акцентах?

Дмитрий Быков
>100

Нет, понимаете, проблема-то как раз в том, что для одних прозрачность, transparency является утопией, а для других — антиутопией. Для Замятина антиутопией было то, что для многих поколений (например, для Маяковского) было представлением об идеальном мире. Вы сравните вот эти прозрачные стены в «Клопе» и прозрачные стены в «Мы».

Конечно, Маяковский не читал «Мы», ведь по-русски книга не была издана тогда, а знал он ее в пересказе Якобсона. И конечно, он полемичен по отношению к Замятину. Ужас в том — вот это мне мои американские студенты дали прочувствовать очень наглядно,— что Замятин увидел опасность не там. Замятин написал свою антиутопию там, где советская интеллигенция 60-х построила свою гуманитарную утопию и, если угодно, физическую утопию. Его Интеграл — это клуб «Под интегралом» Новосибирского университета, его мир — строительство Интеграла — это мир шарашки, о чем, собственно, и рассказывает вторая глава романа «Истребитель». О чем там идет речь?

Мир шарашки — мир, безусловно, отвергнутый богом. Но из всех миров, отвергнутых богом, он наиболее комфортный, потому что в нем люди заняты делом. Они не ставят себе нравственные задачи — они ставят себе задачи профессиональные. Русская утопия — это «Хозяйка Медной горы». Бажов и создал русскую утопию, уральский миф русской литературы продолжался всю вторую половину XX века. Мир производственной утопии. Для Замятина — это мир страшный. А теперь представьте себе, что будет с этим страшным миром, если туда проникнут люди из леса, если они сломают стену, и эти люди с солнечно-лесной кровью начнут хозяйствовать в городе. Что будет тогда с Интегралом? Что будет с междупланетными путешествиями? Машину Благодетеля они, может быть, и сломают, но они построят из нее гильотину.

То, что утопия большинства советских технократов была антиутопией художников Серебряного века,— это глубокая и таинственная мысль, и о ней бы следовало, конечно, подумать гораздо глубже. Борис Натанович Стругацкий же говорил: «То, что нам казалось антиутопией — «Хищные вещи века»,— оказалось утопией на самом деле». И уже в следующей книге они вывели Виктора Банева, который говорит: «У человечества было не так много возможностей выпивать и закусывать quantum satis».

Попробуйте, правда, спросите себя: вы воспринимаете «ХВВ» как антиутопию? Стругацкие в последние годы к этому миру, изображенному там, относились с гораздо большей степенью толерантности, не говоря о том, что он описан с большим аппетитом вообще-то. Эти стрижки, эти хруст-хрустские маленькие вещи, которые подают в виде закуски по прилете. Это довольно приятный мир; отвратительный, наверное, мир, где наслаждения занимают львиную долю времени и приводят к нервному истощению, но, как говорил, между прочим, Гай (его прототипом является Гайдар): «Брат мизинчик тоже узнал счастье, только глупое и короткое». Да, может быть, короткое, но эти подвиги, ведущие, конечно, к истощению и смерти, эти подвиги потребления тоже имеют свою такую привлекательность. Это тоже героизм.

«Хищные вещи века» — это одна из самых недооцененных и глубоких догадок Стругацких; это мысль о том, что общество потребления не всегда аморально, оно может оказаться гораздо более моральным, чем общество производства. Я почему об этом говорю? Потому что я пытался привести «Истребитель» к более-менее публикабельному виду — мне же хочется как-то поделиться некоторыми своими соображениями, но, разумеется, не всеми. И вот там у меня как раз есть диалог между яростным совершенно производителем и таким потребителем и таким снобом, эстетом, который гордится, что никогда ничего не делал. В 30-е годы еще были такие люди. Это Стенич очередной, притом, что Стенич был гениальный переводчик. То, что утопия коммунистическая стала антиутопией консьюмеристской — это очень глубокая мысль. На самом деле, и утописты, и антиутописты XX века все-таки рисовали один и тот же мир — мир разумный, они и представить себе не могли, что миру угрожает гораздо большая опасность — опасность отказа от разума вообще, опасность отказа от культуры.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете об американской культуре комиксов и связанной с ней верой в различных супермэнов? Почему супергерои заняли нишу персонажей фольклора?

Знаете, не надо слишком серьёзно относиться к массовой культуре, так мне кажется. Я не хочу сказать, что они заняли место персонажей фольклора или персонажей религии, но в общем это обычные сказки, а сказки без супергероя не бывает. Культура комиксов кажется мне замечательным примером поиска третьего языка, некоего синтеза визуальности и нарратива, такой попыткой построить визуальный нарратив.

Я считаю, что самый большой вклад в искусство комикса в XX веке (кстати, что отмечено уже на Lurkmore) — это, конечно, Маяковский с его «Окнами РОСТА». Правда, есть некоторое однообразие персонажей, о чём я и пишу в книге. Есть персонажи с пузом — это поп, помещик, Ллойд Джордж. И есть персонажи со…

Согласны ли вы, что масштаб поэтического дара Владимира Маяковского на протяжении всей жизни снижался?

Мне кажется, что как раз его первые, дореволюционные поэмы интуитивно очень талантливы, но в них довольно много штукарства, много самоповторов. Его вот этот весь комплекс — «Человек», «Война и мир», «Флейта-позвоночник» (из них «Флейта», конечно, самая талантливая) — по-моему, это всё-таки наводит на мысль о некоторой избыточности, самоповторе и зацикленности. Мне гораздо интереснее Маяковский «Мистерии-буфф», Маяковский «Про это» и Маяковский «Разговора с фининспектором о поэзии». Вот такого классного произведения, как «Разговор с фининспектором», он бы в 1919 году не написал, и в 1915-м не написал бы.

Кто является важнейшими авторами в русской поэзии, без вклада которых нельзя воспринять поэзию в целом?

Ну по моим ощущениям, такие авторы в российской литературе — это все очень субъективно. Я помню, как с Шефнером мне посчастливилось разговаривать, он считал, что Бенедиктов очень сильно изменил русскую поэзию, расширил её словарь, и золотая линия русской поэзии проходит через него.

Но я считаю, что главные авторы, помимо Пушкина, который бесспорен — это, конечно, Некрасов, Блок, Маяковский, Заболоцкий, Пастернак. А дальше я затрудняюсь с определением, потому что это все близко очень, но я не вижу дальше поэта, который бы обозначил свою тему — тему, которой до него и без него не было бы. Есть такое мнение, что Хлебников. Хлебников, наверное, да, в том смысле, что очень многими подхвачены его…

Чем романтический пятиугольник в книге Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» отличается от типичного русского треугольника?

Нет, ну как! Формально там есть, конечно, треугольник: Сомс, Ирен и Босини, условно говоря. Но настоящий треугольник разворачивается в «Конце главы».

Но у Голсуорси действительно история про другое. Помните, как он называет Сомса? Собственник. Мать моя всегда говорила, что Сомс и Каренин — однотипные персонажи. Может быть, наверное. Хотя, конечно, Сомс гораздо умнее, он более властный, более живой. Каренин — такой человек-машина.

Я вообще не очень люблю «Сагу». Я понимаю, что её так обожали всегда, потому что она давала упоительную картину аристократической жизни.

Мне нравится «Конец главы». Эти 3 трилогии (первые 2 — в «Саге» и третья — «Конец главы», продолжение с…

Как вы оцениваете юмор Маяковского? В чём его особенности? Можно ли обвинить его в пошлости?

Обвинять Маяка в пошлости, по-моему, невозможно, потому что пошлость — это то, что делается ради чужого впечатления о себе, а у него вот этой ролевой функции нет совершенно; он что говорит, то и делает. Отсюда логичность его самоубийства, логичность его самурайской верности всем изначальным установкам своей жизни — от любви к лире… к Лиле и к лире до любви к советской власти. Поэтому у него пошлости-то нет, нет зазора между лирическим Я и собственным, органичным, естественным поведением.

Дурновкусие есть у всякого гения, потому что гений ломает шаблон хорошего вкуса, он создаёт собственные нормы. Дурновкусие, наверное, есть, и есть чрезмерности, и есть гиперболичность неуместная, про…

Как вы относитесь к творчеству Ильи Сельвинского? Что вы думаете о стихам Семёна Кирсанова, которого принято рассматривать как явление того же порядка?

Слушайте, Кирсанов — это не Сельвинскому чета. Во-первых, это человек из круга Маяковского, а Сельвинский, наоборот, его оппонент, в том числе и в жизненных своих стратегиях. А жизненные стратегии Маяковского были очень чистыми, очень точными, поэтому Сельвинский и пришёл в конце концов сначала к такой групповщине, а потом к такому конформизму. В общем, человеческая составляющая там сильно хромала, прости меня господи. Так мне кажется.

А вот что касается Семёна Исааковича, то это действительно человек из круга Маяковского, который хотя и… ну, не скажу, что предал, но отошёл от него в какой-то момент; желал после его вступления в РАПП стереть его рукопожатие пемзой с руки, но потом рыдал…