Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Возможно ли предположить, что сожжение Николаем Гоголем второго тома «Мертвых душ» при сохранении черновиков — своеобразное авторское решение, финал произведения?

Дмитрий Быков
>100

Нет, это трагедия автора, это что-то вроде самоубийства. Можно, конечно, всегда сказать, что и самоубийство Маяковского — это его главный художественный текст, к которому он шел 37 лет. Можно так сказать, хотя это немножко кощунственно звучит. Но если рассматривать мир как текст, жизнь как текст, это справедливо. Просто у меня есть такое ощущение, что самоубийство авторское Гоголя, уничтожение «Мертвых душ» — это следствие онтологического ужаса, такого страшного прозрения.

Ведь что было со вторым томом? Гоголь умудрился прозреть, провидеть практически всю литературу девятнадцатого столетия, до которой он не дожил. Тентентиков — это Обломов, Костанжогло (он же Бостанжогло) — это Левин, Улинька — тургеневская девушка, да и генерал Бетрищев — тургеневский старик, ретроград. Хлобуев — это Стива Облонский. Он все главные типажи угадал, и ужас ведь в том, что он не дожил до художественного их воплощения. Он задохнулся, как рыба на песке. Реальность, про которую он говорил, наступила три года спустя. Он просто не дожил, задохнулся. Но самое страшное его открытие — это Муразов.

Я, кстати, думаю, что предполагавшаяся в третьем томе — со слов Аксакова, кажется — встреча Чичикова с Плюшкиным, который роздал имущество и пошел по Руси,— ведь это отец Сергий, понимаете? Там должен был появиться Плюшкин, который живет на заимке у богатого мужика, учит детей и ухаживает за больными. Вот это было бы замечательно. Но дело в том, что провидение Гоголя было для него довольно трагичным, потому что увидев Муразова, дав ей эту страшную фамилию, в которой слышится мурза, мура, мразь, мороз, он думал сделать из него не просто положительного героя, а такого разрешителя всех проблем, отца-учителя, который лучше всех героев знает, что им делать. Но при столкновении Муразова с Чичиковым оказалось, что Чичиков более человечен, более притягателен, и мы от всей души хотим, чтобы Муразов выпустил его из узилища, куда он его вверг. Понимаете, Чичиков второго тома мундире пламени с дымом, более добр, более симпатичен, чем этот страшный миллионер, держащий в кулаке всю губернию. Ведь это персонаж, который нам сегодня является. Это идеолог, такой христианин-милитарист, адепт этой новой религии государственной, абсолютно антихристовой, конечно. И Муразов получился страшно отталкивающим. Гоголь испугался того, что у него получилось. Монологи Муразова, его фальшивые сетования («Да, я должен вас наказать, я первый плачу о вашей душе, но я должен, это тяжкий долг христианина!») — это же Иудушка Головлев.

Понимаете, то, что Гоголь угадал Иудушку Головлева — это самое страшное, ведь тут в чем, собственно, в чем причина такой прозорливости? Не только в том, что Гоголь — гениальный создатель топосов, создавший Украину, придумавший, внедривший немецкие романтические сюжеты, гофмановский, в малороссийский пейзаж и создавший все ключевые архетипы… Не просто потому, что он создал Петербург; не только потому, что уездный, губернский город до сих пор существует по его лекалам,— нет. Он угадал, потому что количество русских типажей довольно ограничено. Собственно, поэтому большинство русских романов девятнадцатого столетия начинаются на рауте, в салоне, и кончаются на каторге или на войне. Мало локаций. И поэтому же, собственно, такие типажи странствуют из книги в книгу. Более или менее все русские типажи — чиновник, маленький человек, сверхчеловек, лишний человек, их дуэли,— все они довольно живучи, и они пересекаются не потому, что у писателей скудно воображение, но потому что у писателей скудна реальность. Но при этом, конечно, прозорливость Гоголя феноменальна. «Мертвые души» завернули не туда. Возможно, он бы справился с этим, возможно, он оценил бы, к какому страшному тупику приведет Россию муразовщина. Как и Достоевский, тоже, кстати, не написавший второго тома, все понял про государство-церковь и создал Великого инквизитора.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к роману «Бумажный пейзаж» Василия Аксенова?

«Бумажный пейзаж» – это такая ретардация. Это замечательный роман про Велосипедова, там героиня совершенно замечательная девчонка, как всегда у Аксенова, кстати. Может быть, эта девчонка самая очаровательная у Аксенова. Но сам Велосипедов не очень интересный (в отличие, скажем, от Малахитова). Ну и вообще, такая вещь… Видите, у писателя перед великим текстом, каким был «Остров Крым» и каким стал «Ожог», всегда бывает разбег, бывает такая «проба пера».

Собственно, и Гоголю перед «Мертвыми душами» нужна была «Коляска». В «Коляске» нет ничего особенного, nothing special. Но прежде чем писать «Мертвые души» с картинами русского поместного быта, ему нужно было на чем-то перо отточить. И…

Что бы вы порекомендовали из петербургской литературной готики любителю Юрия Юркуна?

Ну вот как вы можете любить Юркуна, я тоже совсем не поминаю. Потому что Юркун, по сравнению с Кузминым — это всё-таки «разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц».

Юркун, безусловно, нравился Кузмину и нравился Ольге Арбениной, но совершенно не в литературном своем качестве. Он был очаровательный человек, талантливый художник. Видимо, душа любой компании. И всё-таки его проза мне представляется чрезвычайно слабой. И «Шведские перчатки», и «Дурная компания» — всё, что напечатано (а напечатано довольно много), мне представляется каким-то совершенным детством.

Он такой мистер Дориан, действительно. Но ведь от Дориана не требовалось ни интеллектуальное…

Почему в фильме «Сердце Ангела» Алана Паркера дьявол назначает детективу встречу в церкви? Есть ли здесь параллели с «Вием» Гоголя?

Знаете, честно вам скажу, для меня непонятна история с «Вием»: почему нечистая сила христианина да в церкви христианской задушила. У Новеллы Матвеевой стихотворение:

Как только подумаю о плачевной
Участи Хомы Брута,
Не столько великого грешника,
Сколько великого плута.

Это гениальное стихотворение, из «Закона песен». Вот как это получилось? Матвеева там дает свой ответ на этот вопрос. Для меня действительно «Вий» (я согласен здесь с Синявским, «В тени Гоголя») — самая загадочная повесть Гоголя. Я не понимаю, почему «Вий» в православной церкви чувствует себя свободным. Может быть, это какой-то отголосок древнерусского язычества, славянского…

Что для Николая Гоголя значит вопрос о присутствии зла в душе человека?

Это вопрос, который потянет на хорошую диссертацию. Гоголь же ориентировался на Гофмана прежде всего, вообще на немецких романтиков. Гофман и Шиллер — действительно такие два немца, которые у него выведены в качестве его подмастерьев. Для Гоголя, конечно, романтический вопрос о привлекательности, о соблазнительности зла, о бессмертии зла решается прежде всего эстетически. По Гоголю наиболее склонен к злу художник, потому что художник наделен высочайшей эмпатией и сопереживанием. Когда он интересуется злом, он в некотором смысле прививает его себе, как медик прививает себе оспу, чтобы проследить за симптомами и заразить ей болезни. Вот «Портрет». Художник доступен злу именно потому, что…

Каждый ли шедевр мировой литературы обязан получать новый перевод в разное время?

Конечно, и «Фауст» Холодковского нуждается в осмыслении и появлении нового «Фауста» – Пастернака. Сейчас еще «Фауст» Микушевича… Не знаю, каков он будет. И новые переводы Шекспира – это необходимо. Это перевод на язык современности, хотя мы никогда не будем современнее Шекспира (как не будем никогда умнее и талантливее), но в любом случае полезно знать и полезно помнить, что всякая эпоха добавляет какие-то свои оценки.

Почему я люблю преподавать? До очень много, что пишут современные студенты, я бы никогда не додумался. Глубина их восприятия и парадоксы их восприятия меня поражаю. Есть у меня очень умная девочка в гоголевском семинаре («Как Гоголь выдумал Украину»), и она говорит…

Почему в сценарии Шукшина «Позови меня в даль светлую» герой спрашивает: «Тройка-Русь, а в ней Чичиков – шулер?»?

Очень важно понимать, что Чичиков – не шулер. Чичиков – это человек, потенциально способный, готовый к росту; человек, для которого возможна духовная эволюция. И вот посмотрите: огромное количество, кстати говоря, олигархов 90-х годов духовно продвинулись довольно сильно. Это не всегда были жулики, это были люди, которые с какого-то момента стали заниматься великими духовными запросами. 

Ходорковский стал воспитывать «Открытую Россию», новую систему лицеев создал. Фридман углубился в религиозные учения, Березовский пытался математизировать, формализировать новую нравственность. Когда у человека появляется достаточно денег, он начинает, как Илон Маск (иногда –…