Когда все время что-то хоронят, все время хочется процитировать не любимую мной фразу из не очень любимого мной романа, хотя и высоко ценимого: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!». За что ни возьмешься, все умирает. Это у Ленина в «Детской болезни левизны…», у Сартра в одной из работ есть такая мысль (ее цитирует Надежда Мандельштам) мысль о том, что представителям вымирающих (условно говоря, последних) классов свойственно эсхатологическое мышление. Вот так все умирает: умирает либерализм, умирает брак, умирает гуманизм. Вот мне один человек написал, что, мол, мы присутствуем не при крушении либерализма, а при крушении гуманизма». И Андрей Чертков, любимый мной критик, написал недавно то же самое, словно забыв, что о крушении гуманизма в 1918 году говорил ещё Блок, и у Блока были на то основания, а у нас, по-моему, нет. Вот это вымирание институтов, разговоры об этом — это примета общества, которое само не очень живо, которое немножко помирает, в котором вымерли институты. Говорить о том. что браку что-то угрожает,— да ничего ему, ребята, не угрожает. Как сказано у Уиндема в «Чокки»: «Для того чтобы сделать одного, нужны двое, и это уж так устроено, ничего не поделаешь».
Но брак нужен не только для того, чтобы растить детей. Брак ещё нужен и для того в России, что человек один не выстоит. «В наши трудные времена человеку нужна жена», по слову Наума Коржавина. «Нужна для того,— как я писал в одном стихотворении,— чтобы носить передачи». Не дай бог, конечно. Но и вообще, нужна для опоры. Я не думаю, что человек в принципе ничего не может один, как говорит хемингуэевский герой в «Иметь и не иметь» (по-моему, Гарри Морган). Я не согласен с тем, что человек ничего не может один. Более того, есть вещи, которые человек может только один. Но выжить, тем более, в России, тем более, в российском климате — моральном, политическом и просто географическом — человек просто не может. Поэтому во всем мире браку, может быть, что-то и угрожает. Но в России никогда и ничего. Другое дело, что патриархальный брак; брак, в котором женщина обречена на «Kinder-Küche-Kirche»,— конечно, дал трещину ещё в девятнадцатом столетии. И это вообще не очень хорошо. Но я абсолютно уверен, что браку в его традиционном смысле — браку как содружеству, браку как сотворчеству –ничто и никогда не будет здесь угрожать.