Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Почему только в России существует зависимость от родины? Можно ли выбрать государство, которое соответствует твоим ценностям?

Дмитрий Быков
>100

Да конечно, можно. Если люди научились не зависеть от своего пола, возраста, родителей, верований, места рождения, почему они должны зависеть от страны, в которой они живут? Объяснить это можно только одним (я для себя так это объясняю): разница между Россией и остальным миром – это действительно огромная пропасть, огромная бездна, дельта, это действительно другая страна – иначе организованная, иначе живущая. Или, как она любит сейчас повторять, продвигая себя: «Это не страна, а цивилизация». Я бы не сказал, что это цивилизация. Я бы сказал, что это просто страна, очень сильно отделенная, очень долго отстававшая от остального мира и в результате сформировавшая уродливую систему ценностей: мы не хотим быть хорошими, если у нас это не получается, мы хотим быть самыми плохими. Если плохими, то самыми плохими. Мы хотим возглавлять это шествие с другой стороны. Мы хотим быть антилидерами, говоря по тому же Маканину.

Вот это стремление России быть хуже всех, о чем Мария Розанова сказала раньше всех и, по-моему, очень убедительно… Это из нашего с ней разговора 2017 года… Да, действительно, стремление России быть хуже всех иногда приводит к выдающимся результатам. Оно приводит к странной гордости: да, мы такие, но улучшаться мы не будем. И на этом пути мы будем отрекаться от все большего количества человеческих ценностей. Такая мрачно ликующая, торжествующая хтонь: «Миру провалиться, или мне чаю не пить?» Такие вечные «Записки из подполья».

Это довольно трагическая история. Это приводит к тому, что Россия становится страной, очень отдельной от остального мира, даже во времени. Все идут в будущее, а Россия пытается погрузиться в прошлое, затормозиться. Этот проект сейчас доказывает свой катастрофизм, свою обреченность. Это всегда заканчивается катастрофой – желание двигаться поперек истории. Как писал Пьецух в моей любимой повести «От Гурьева до Маката»: «Шестеренки, которые вращаются в правильном направлении, стираются медленнее, чем те, которые вращаются против потока». Это, конечно, приятно: быть всегда и во всем против – против движения времени, все устремлены в будущее, а мы в прошлое, все устремлены ко благу, а мы ко злу. Но это приводит к катастрофе. Это явно совершенно будет катастрофа не какого-то там темпорального, временного масштаба, а катастрофа гигантская. Но ничего не поделаешь: если уж любить все гигантское, то вот и катастрофу тоже такую, масштабную, назовем это так.  Но, наверное, именно поэтому жизнь вне России для многих воспринимается как катастрофа. Но для кого-то, наверное, и как возвращение к норме. «Я, например, условно говоря, двигаюсь к норме», – думает про себя человек. «Я переместился в мир, пересек море глупости», как сказано у Валерия Попова в замечательном рассказе «Море глупости».  А другие будут думать, что они противостоят миру и в этом есть какое-то величие.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В каком случае стыд становится для человека раздавливающим, а в каком облагораживающим?

Мне кажется, что всякий стыд как-то облагороживает, облагораживает, как хотите. Есть другой стыд, стыд другого рода… Вот, наконец я могу сказать. Знаете, бывает стыд, описанный Достоевским в «Записках из подполья», когда он не становится источником мучения, а когда он становится источником наслаждения. От такого стыда, от расчесывания гнойных язв никому хорошо не бывает. А стыд, который как-то несколько превращает человека, как с Раскольниковым,— тогда да. Но Раскольников — это не герой «Записок из подполья». Герой «Записок из подполья», мне кажется, в Достоевском присутствовал как страшная возможность. В «Братьях Карамазовых» он сумел его победить и задавить. Но ведь подпольность — это и…

Можно ли считать роман «Идиот» — ответом Достоевского на статью Чернышевского «Русский человек на рандеву»?

Не думаю. Мне представляется, что для Достоевского Чернышевский был фигурой не достойной столь содержательного и полного ответа. Ответ Достоевского на теории Чернышевского содержится в памфлете «Крокодил, или пассаж в Пассаже» и отчасти в «Записках из подполья». Но «Идиот» — это совсем другая история, и «Русский человек на рандеву» тут ни при чем, хотя князь Мышкин — это как раз вариант полного бессилия русского человека перед лицом страсти, но ведь там же задуман не типичный русский человек, а человек особенный, человек «положительно прекрасный». Другое дело, что у Достоевского он получился больным.

Что за бездны обнаружил Юрий Норштейн в образе Башмачкина из «Шинели» Гоголя?

Понимаете, я видел, как и вы все, из картины 15–20 минут. Мы будем ждать, конечно. Я абсолютно уверен, что он поставит рано или поздно «Шинель». Я вообще считаю Норштейна гением. Я во многом с ним не согласен, но это не важно. Важно, что он «один из людей, чье присутствие на свете показывает нам иные возможности», как пишет его друг и соавтор Петрушевская.

Так вот, в образе Башмачкина, я не знаю, какие бездны нащупал он, но реальные бездны у Башмачкина есть. И самое интересное в Башмачкине — это то, как кроткий и трогательный человек превращается в мрачный, сильный и страшный символ возмездия. Как правильно замечал Шкловский — без призрака, без финала «Шинель» была бы анекдотом. Это…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…