Литература

Не могли бы вы рассказать о мизогонии Августа Стриндберга?

Дмитрий Быков
>500

Что касается мизогинии Стриндберга. Стриндберг — это редкий случай душевной патологии гения, которая не сказалась на художественных способностях. Хотя Стриндберг был явно безумен — уж это документированная вещь, во всяком случае, припадки безумия на него находили,— он, при этом, сам четко понимал, что с ним происходит, и «Исповедь безумца» — это вполне точный автодиагноз. А Стриндберг как раз гений, один из основателей символистской, а позднее и экспрессионистской драматургии, и «Фрекен Жюли», одна из величайших, на мой взгляд, пьес мировой драматургии. И «Соната призраков» — тоже гениальная пьеса. Стриндберг — гений, и не зря его так любил Блок.

Что касается мизогинии — здесь сложная история. Она немножко как-то связана с Вейнингером. Символистам очень часто было присуще недоверие к женскому, потому что они путали символический план с реальным. На символическом плане, что мы можем читать, скажем, у Вейнингера в «Последних словах», книге, которая на меня когда-то произвела впечатление оглушительное и очень страшное, потому что это уже хроника безумия; Вейнингер решил составить классификацию всех вещей по признаку их самостоятельности или зависимости. Культура женственная, женская — зависима, женственное вообще зависимо от мужского, это культура слабости. Собака зависит от хозяина, и поэтому его все время преследовали призраки собачьего лая. Вот ветер — повелевает, деревья — зависят, и так далее.

Ну, эта тотальная классификация уже выдает безумца, и, кстати, на последней фотографии Вейнингера мы видим ужасное лицо безумца. В 23 года застрелиться, он сам написал: «Я убиваю, чтобы не стать убийцей»,— это тоже безумие. Вот эта идея женоненавистничества, идея ненависти к женскому началу как к началу непоследовательному, рабскому, изменчивому, предательскому,— она способна довести до безумия. До фашизма довела она, например, Гамсуна. Потому что у Гамсуна некоторый элемент женофобии, недоверия к женской природе есть. А у Стриндберга это было подкреплено трагическим довольно личным опытом, и, конечно, сходящий с ума на темах модерна, на темах секса и патологии XIX век, конец XIX века, очень способствовал такому безумию: убийству из ревности, массе патологий, с этим сопряженных. Отчасти это последний бунт мужского начала против освобождающегося, получающего свободу женского. Потому что женщина — да, она обретает свободу, она действительно эмансипируется, и в последних своих судорогах мужчина-хозяин начинает её проклинать. Он видит в ней угрозу миру, чуть ли не угрозу цивилизации. У Стриндберга это была явная патология, но надо сказать Стриндбергу большое спасибо за то, что он нашел в себе силу и волю об этом написать, это зафиксировать. Кстати говоря, среди молодых читателей Стриндберг сегодня в большой моде. И это, отчасти,— ещё один показатель краха стареющего мира, его кризиса, появление нового мира. И, конечно, это сопровождается судорогами и страхами, это естественные вещи. Потому что не верить в женское начало — это нормальная черта такой ограниченности, страха перед непредсказуемостью мира. Там, кстати, у Вейнингера, ещё море было символом женского начала, потому что оно волнуемо ветром, ну и так далее. Это классический пример такого мужского безумия за жаждой тотального контроля.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли говорить о влиянии Леонида Андреева на Александра Грина? Не кажется ли вам, что «Серый автомобиль» похож на прозу Андреева?

Это интересная мысль. Я бы говорил, наверное, о том, что это общие влияния, которые сказались и на Андрееве, и на Грине. Конечно, Грин Андрееву не подражал, они совершенно по-разному видели мир. Влияние общее — это прежде всего влияние скандинавской прозы и драматургии: влияние Гамсуна и в огромной степени Стриндберга (наверное, в наибольшей), отчасти Ибсена, наверное. Это, конечно, влияние немцев, таких как Гауптман. Что касается «Серого автомобиля», то ведь это такая кинематографическая вещь. Я думаю, что здесь есть определённое влияние скорее кинематографа, каких-то киноштампов.

Можно, конечно, сказать, что такие рассказы Андреева, например, как «Он», влияли на Грина. Но,…

Что вы можете сказать о Лавкрафте и его творчестве? С чем связано отсутствие качественных…
"Тень над Иннсмутом" (The Shadow over Innsmouth) просится в кино. Причём, и сценарий не нужен, снимай как написано и…
02 июля, 22:06
Согласны ли вы, что у книги «По ком звонит колокол» Хемингуэя нет аналогов в литературе о…
Слава Богу, я не ошибался. Конечно же, Оруэлл и, конечно же, не только об Испании. Не могу судить о его литературных…
29 июня, 11:00
Дмитрий Мережковский, «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
Какая тонкая конструкция души у Дмитрия Быкова! Превозношу его!!!
24 июня, 09:04
Как вы относитесь к мысли, что Михаил Салтыков-Щедрин был неудавшимся чиновником?
Вопрос был задан хороший,а ответ - сплошное словоблудие.
20 июня, 07:52
Какие произведения Томаса Манна вы посоветуете почитать?
Второй год мучаю "Волшебную гору"Ужас,и просвета не видать!)Хорошо ещё что в варианте аудиокниги!!
18 июня, 14:15
Как вы относитесь к творчеству Марка Алданова?
Спасибо.Полностью с Вами согласен.
18 июня, 14:13
Что вы думаете об оккультизме? Как это учение может повлиять на человека?
Крутой анализ, спасибо!
09 июня, 19:32
Мог ли Михаил Булгаков получить Нобелевскую премию?
"должна проходить на глазах Запада" Ну, вперед и с песней, может заметять и вам тоже вручат такую премию ;-)
25 мая, 08:04
Не кажется ли вам, что в фильме Пьера Пазолини «Сало» выведена не настоящая элита той эпохи?
Кстати, по поводу этой картины как ни странно, сходились мнения у Валерии Ильиничны Новодворской и Лимонова,…
22 мая, 22:39
Какую литературы вы могли бы посоветовать о молодежных группировках, демонстрирующихся в…
А где эту "Банду" Сола Юрика купить или прочесть то можно? Нигде не нашёл на русском языке. Её вообще переводили?
18 мая, 08:17