Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы вы посоветовать учебник по русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века?

Дмитрий Быков
>250

Двухтомник Сухих хороший. Я могу легко вам посоветовать хороший учебник по американской литературе. Лучшую книгу об американских прозаиках, тогда еще contemporary,  теперь уже, конечно, классиках, написал Малькольм Брэдбери. Книга «Десять американских писателей». Я это купил, потому что для меня Малькольм Брэдбери  – автор великого романа «Обменные курсы» и очень хорошей книги «Профессор Криминале» в очень хорошем переводе, по-моему, Кузьминского и  еще двух очень хороших авторов, сейчас не вспомню.

Но я впервые купил его филологические сочинения. Вот книга «Десять американских писателей» просто великая. Я бросил все свои академические чтения; все, что мне надо было делать по литературе. Я бросил и стал читать это. Потому что это  – не оторвешься. А между тем, если брать учебники по литературе ХХ века, к сожалению,  такого фундаментального учебника, в котором был бы свой какой-то централизованный, сколько-то сущностный взгляд на проблему, – его нет. Сухих, конечно, лучшее из возможного. Но там тоже много недоговоренностей, это лучшее из недосказанного, как и во всем, что делалось в России в последние 20-30 лет. Все пытались удержаться в рамках, а не надо было.

Но, на мой взгляд, лучше всего читать современную критику. Критику современников. Например, лучше тыняновской статьи «Промежуток» никто ничего не написал про 20-е годы. Лучшая мандельштамовская статья о Блоке – «Барсучья нора» – тоже мало кто… То, что писали структуралисты, литературные критики; то, что писал Лев Аннинский, который вел уникальную хронику литературы 60-90-х годов; то, что писала Елена Иваницкая в 90-е; то, что писал Синявский в «Новом мире» в 60-е. Лучшим учебником литературы предстают современные критики. Марк Щеглов, который был главным критиком Оттепели в 50-е годы и главной ее надеждой. Если бы не умер, или посадили бы, или вырос бы гением. То есть надо читать а) писательские полемики и дневники б) критику умных, талантливых современников (что тоже наиболее важно). Концептуализировать задним числом легко. Надо ли читать Кожинова? Наверное, надо, для дополнения картины. Понятно, куда привели критики почвенного лагеря. Но как часть идейной борьбы тех годов, наверное, надо и это читать. Читаем же мы профашистскую литературу (ту, которая привела к фашизму), в том числе «Рассуждения аполитичного» Томаса Манна. Читаем, да, никуда не денешься.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Видите ли вы сходства в произведениях «Сто лет одиночества» Маркеса и «Вино из одуванчиков» Брэдбери?

Видите ли, сходства нет, но есть определяющее ощущение, которое лежит в основе и той, и другой книги.

У Брэдбери сказано, что старик — это машина времени. Потому что он путешествует во времени свободно в своей памяти. И он — это тот же ребенок, которым он был когда-то. Он не изменился. Что человек в принципе единственная машина времени, которая нам доступна. Он неизменным проходит через 50 или 100 лет своего существования. .

Это та же метафора, которая лежит в основе «Ста лет одиночества», потому что жители Макондо, которые живут многие тысячелетия, многие столетия (там же время очень условно) — они такие же машины времени. И само Макондо — машина времени. Потому что это место, которое…

Какие философы вас интересуют больше всего?

Мне всегда был интересен Витгенштейн, потому что он всегда ставит вопрос: прежде чем решать, что мы думаем, давайте решим, о чем мы думаем. Он автор многих формул, которые стали для меня путеводными. Например: «Значение слова есть его употребление в языке». Очень многие слова действительно «до важного самого в привычку уходят, ветшают, как платья». Очень многие слова утратили смысл. Витгенштейн их пытается отмыть, по-самойловски: «Их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло».

Мне из философов ХХ столетия был интересен Кожев (он же Кожевников). Интересен главным образом потому, что он первым поставил вопрос, а не была ли вся репрессивная система…

Согласны ли вы с теорией Цицерона, которая гласит, что старость постыдна, поэтому усугублять ее другими дурными поступками — противно вдвойне?

Нет, я согласен с теорией Акунина (то есть Фандорина), что старость — высшая точка человеческого развития и что надо бы, наоборот, в старости постигать новые умения, достигать нового нравственного совершенства. Старость не постыдность, это доблесть. Дожил — молодец, это уже говорит о тебе хорошо, значит, богу ты зачем-то нужен. Не дожил — героично, дожил — значит, достоин. Мне кажется, что здесь есть определенный как раз смысл. Как Синявский сказал, что надо готовиться к главному событию нашей жизни — к смерти. Старость в некотором смысле предшествует к главному событию жизни, готовит нас к нему, старость — высший итог духовного развития, так, во, всяком случае, должно быть. Это не деградация. Не…

Почему Галина Юзефович стала более популярным литературным критиком, чем вы? Кому из живых критиков вы профессионально завидуете?

Понимаете, для писателя завидовать критику — это примерно как для наездника завидовать конюху. Простите меня, конечно, за такое сравнение, но как-то я из конюхов выбрался в жокеи. Слава богу, что не в лошади, но я как бы не обслуживаю литературный процесс — я участвую в нем. Это не значит, что я критиков не люблю или плохо о них думаю. Галина Юзефович — блестящий критик, талантливый филолог, но я говорю же о себе как о критике в данном случае. Я критиком был очень недолго, я и сейчас балуюсь иногда литературно-критическими заметками, если мне хочется о ком-то или о чем-то написать. Но я совершенно не хочу этим профессионально заниматься. Потому что критик — это хотя и важная часть литературного процесса,…

Согласны ли вы, что современная проза должна обладать каким-то кодом для читателя, чтобы удержать его рассеянное внимание? Какие есть для этого приемы?

Ну, знаете, есть такое понятие «аттрактанты» — это когда к пище, например кошачьей или собачьей, примешиваются вещества с характерным запахом (ну, с запахом самки, например), ну, вещества, которые притягивают собаку, и она уже не может с этого соскочить. У меня был рассказ про такие сосиски, на которые подсаживается человек, и соскочить с них не может. Видите ли, я думаю, что современному читателю действительно мы должны подбрасывать такого рода «аттрактанты», то есть проза должна быть сегодня более динамичной и более занимательный. Вот как писать интересно — черт его знает.

Понимаете, я не выдам, наверно, никакой профессиональной тайны, если скажу, что сейчас вот две писательские…