Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы вы объяснить смысл рассказа Михаила Веллера «Кошелек»?

Дмитрий Быков
>250

Это рассказ непростой, не очевидный. У меня, слава тебе господи, автор просто был под рукой, я всегда мог его спросить, но Веллер не очень любит именно об этом рассказе распространяться, потому что там хитро сделано. В чем главная загадка этого рассказа? Герой пробует вести себя по-разному. Он находит кошелек, кошелек ему платит. Причем никогда непонятно, сколько он заплатит и за что.

Иногда герой начинает делать добрые дела и не получает ни гроша, иногда ведет себя как свинья и получает. Нет никакого правила, по которому к нему приходили бы деньги. И только под конец вы начинаете понимать, что кошелек платит ему не за добро, не за зло, не за мораль, не за жадность, а кошелек ему платит за его зависимость. То, что он так зависит от этого кошелька, то, что он не может никуда от него деться, он его выбрасывает и подбирает потом. В один прекрасный день он решил его выбросить совсем и сбросил его с балкона, а когда он пришел на следующий день, кошелек сидел на диване с забинтованной ногой и встретил его речью, полной негодования, и вся семья тоже сочувствует кошельку, говорит: «Ты что же друзей выбрасываешь?».

Это замечательная метафора. И у Веллера очень хорошо постепенно развивается этот рассказ, когда сначала все очень достоверно, потом одно фантастическое допущение, потом другое. Под конец кошелек сидит на стуле и в финале замечательно. Когда он решил лететь в другой город, а рядом с ним на сидение плюхается кошелек.

Дело в том, что, раз начав зависеть вот от этого, вы не можете сбросить эту зависимость. Мы, кстати говоря, тут делали — я рассказывал уже об этом — интервью с Дмитрием Зиминым, человеком изумительной остроты мышления и парадоксальности. Он мне даже некоторые физические вещи смог объяснить. И вот я ему говорю: «А у вас не возникает ощущения, что мобильник — это все-таки рабская такая штука, очень вредная, противная?». Он говорит: «Ну как же! А сколько пользы от него, а сколько жизней он спас, а сколько он позволяет вам быть в курсе всех новостей!». А потом я ему говорю: «А вы можете его выключить?».

Он погрузился в молчание и потом мрачно сказал: «Нет». Я боюсь, что это форма рабства, это тоже форма зависимости. Необязательно она клиническая, необязательно вы действительно находитесь под неким онлайновым гипнозом, это бывает, но это не обязательно. Но то, что он играет роль этого кошелька… Можно написать рассказ «Мобильник», когда вы его в конце концов выпустили, а дальше мобильник с забинтованной головой сидит у вас в кресле и говорит: «Попробуй только меня вырубить». Потому что любая зависимость, любая подсаженность на — это и есть то, что, грубо говоря, им всем нужно. Почему я говорю, что человечество поделится на онлайн и оффлайн? Потому что есть люди, склонные к аддикциям, а есть люди их преодолевающие. Кстати говоря, борьба с аддикциями — это не всегда хорошо.

Вот у меня была такая большая любовь к девушке, которая очень жаждала независимости любой ценой. Года 24 мне было, примерно. Она очень хотела от меня не зависеть. Я понимаю, что ей хотелось. Она всякий раз, оставаясь ночевать, она радовалась, но ей нравилось не оставаться ночевать, ей хотелось всякий раз демонстрировать, что она может уйти в любой момент, когда захочет. В какой-то момент я ей сказал: «Все, давай, ладно. Уходи, не мучайся. Не будем рубить хвост по частям». Хотя нам было очень хорошо вместе. Она все время пыталась сохранить дистанцию, а как показывает фильм Патриса Широ «Интим», эту независимость сохранить нельзя.

А есть такие люди, маниакально боящиеся аддикций. Потом как-то косвенно ее история перекочевала в списанных, но вот Алька, она такая была. Хотя ее иначе звали, но она была такая. Она немножко пририсовывала так, немножко иногда вдруг могла уехать путешествовать. При этом она была действительно прелестна совершенно, но этой своей прелестью она не желала пользоваться. Она вот нарочито небрежно носила эту красоту, потому что ей хотелось такой какой-то совсем независимой жизни.

Может быть, это и невыносимо, но я это склонен уважать, потому что подсадка на любые аддикции — это не обязательно кошелек, это необязательно айфон, это может быть любовь, общение — это очень по-человечески, но вместе с тем это и определенная форма рабства, конечно. Я только, может быть, в последние годы, когда у меня даже это и не любовь, а такое довольно полное довольно взаимное растворение, потому что мы слишком похожи, вот тут как-то нет проблемы, как выстраивать отношения. Отношения выстроились с первого дня и все вот решилось, но это знаете, сколько лет прошло.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не являются ли произведения Бориса Акунина высокой пародией на книги Дарьи Донцовой?

Нет, произведения Акунина являются высокой пародией на тексты русской классической литературы, в частности, на «Штабс-капитана Рыбникова» в «Алмазной колеснице». Тут вот какая вещь. Все писатели, имеющие амбиции учительские, до известного момента пишут паралитературу или беллетристику, чтобы сделать себе имя. Сделав это имя, они осуществляют более серьезные замыслы, начинают проповедовать.

Это, знаете, как Веллер как-то, в свое время, чтобы привлечь к себе внимание, написал несколько совершенно порнографических рассказов, они, значит, попали в редакции журналов, а еще они были в таких папках ядовитого цвета, и имя Веллера запомнилось. После этого серьезные тексты, которые…

Кто из российских писателей способен внушить желание жить?

Геннадий Головин (не путать с Эженом Головиным, явлением совершенно другой природы). Геннадий Головин был писателем очень странной судьбы. Родился, как и Саша Соколов, в дипломатической семье – по-моему, в Канаде. Жил всю жизнь в России, мало кто его знал. Но на уровне языка – это чудесное явление абсолютно.

Если мне надо зарядиться здоровой злостью и энергией борьбы, то Веллер, конечно. В особенности «Дети победителей».

Естественно, что Головина печатала «Юность», его более-менее знали семидесятники. Но, как и многие авторы той поры, он канул в начале Перестройки. А вот у Веллера есть рассказ, который лучше всего описывает психологию людей 1947 года рождения: мы дети…

Что вы думаете о теории Романа Михайлова о том, что все старые формы творчества мертвы, и последние двадцать лет вся стоящая литература переместилась в компьютерные игры? Интересна ли вам его «теория глубинных узоров»?

Я прочел про эту теорию, поскольку я прочел «Равинагар». Это хорошая интересная книжка, такой роман-странствие, и при этом роман философский. Нужно ли это считать литературой принципиально нового типа — не знаю, не могу сказать. Каждому писателю (думаю, это как болезнь роста) нужна все объясняющая теория, за которую он бы всегда цеплялся. Неприятно только, когда он эту теорию применяет ко всему, и о чем бы он ни заговорил, все сводит на нее. Помните, как сказал Вересаев: «Если бы мне не сказали, что предо мной Толстой, я бы подумал, что предо мной легкомысленный непоследовательный толстовец, который даже тему разведения помидоров может свести на тему любви ко всем». Слава богу, что…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Почему Михаил Веллер не любит Николая Гоголя?

Никогда в жизни не слышал от него таких слов. Надо спросить, я, в общем, слава тебе, господи, имею возможность набрать Веллера и спросить: «Миша, почему ты не любишь Гоголя?» Но это, по-моему, неправда. Потому что Гоголя он, судя по его творчеству, обожает. Он очень многому у него научился. Да и потом, человек, который окончил Петербургский университет, который жил в центре Петербурга десять лет, едва ли может к Гоголю – автору «Невского проспекта» и «Шинели» – относится без благоговения. Петербург в значительной степени придуман Гоголем, как придумана им Украина. Гоголь – создатель топосов, раскрепоститель национального духа, как он сам о себе говорил. Выпускатель наружу национального духа.…

Есть ли связь между сборником Веллера «Хочу быть дворником» и романом «Бомж» – в первой книге герой хочет уйти от общества и видит в этом счастье, а во второй бомж это сделал и теперь жалеет?

Нет, так бы я не сказал. Веллера всегда интересовала, привлекала роль социального аутсайдера. Он вынужденно часто бывал в этой роли, потому что не хотел зарабатывать на жизнь продажей дара. Поэтому он занимался рискованной и опасной работой, вплоть до перегонов скота. Некоторое время работал с электропилой, на чем заработал огромный шрам через все колено. Веллер много раз выпадал из социума, он не хотел в этом социуме жить. Когда он  зарабатывал кладкой каминов в Эстонии, когда он занимался разной степени тяжелыми физически строительными работами, он зато покупал независимость.

Я не думаю, что «Бомж» – это привлекательный для него социальный статус, а вот «Хочу быть дворником» –…