Я не оцениваю Елену Костюченко, я не оцениваю ее посты о 90-х годах и ее «не прощу». Мне кажется, что у Елены Костюченко примерно та же проблема, что и у большинства журналистов, которые хотят стать писателями. Наверное, она была и у меня, но я-то себя всегда чувствовал скорее писателем, журналистика была моим способом выживания и заработка. Елена Костюченко – гениальный репортер, как репортеру ей нет равных. Но как писателю – есть, и я говорю об этом без зависти, потому что мои книги тоже переводятся, чего мне завидовать-то?
Но мне представляется, что книга «Моя любимая страна» – это книга во многих отношениях истеричная и в некоторых отношениях спекулятивная. Иными словами, когда репортер становится писателем, найти верный тон для него – большая проблема. Скажем, абсолютно гениальным репортером я считаю Олега Кашина. Каковы бы ни были наши сложные отношения, Олег Кашин для меня идеальный репортер. Переход его в публицисты оказался, как мне кажется, сопряжен с демонстрацией его некоторой незрелости или, прямо скажем… Да, «незрелость» – самое мягкое и уважительное слово. Я думаю, что у Кашина еще впереди большая литература.
Я не буду называть несколько имен журналистов, которые, может быть, могли бы что-то сделать в журналистике, но в писателях они начали проявлять совершенно чудовищные и совершенно неадекватные комплексы. Поэтому говорить здесь о Елене Костюченко, на мой взгляд, приходится как о человеке, который ищет себя в новой профессии. И если она в этих поисках сможет избежать спекуляции на личном опыте, это будет прекрасно. Как сумел этого избежать Капоте. Его новый журнализм – это не про себя, никакой спекуляции тут нет.